Мутноватый скандал с отказом руководства Киноцентра на Красной Пресне демонстрировать картины фестиваля документальных фильмов «Чечня» пришелся встык с дикой азиатской историей отравления гепатотропным арбузом. Скоро выборы, атмосфера накаляется от Кавказа до центра Москвы, все становится страньше и страньше.
Фестиваль «Чечня» изрядно попутешествовал по миру – в частности, проходил в Нью-Йорке, организованный точно к визиту Путина. В Москве его организаторами выступили Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова, Московская Хельсинкская группа, общество «Мемориал», русский ПЕН-центр и другие правозащитные сообщества. Показы должны были состояться в музее Сахарова и в Киноцентре – бесплатно, кстати.
И вот во вторник руководитель Киноцентра Владимир Медведев сообщил организаторам фестиваля, что Киноцентр отказывается предоставить свой экран картинам «Чечни», «так как ряд лент носит антироссийскую направленность».
Договор был подписан 9 августа, но окончательная программа фестиваля поступила в Киноцентр только вечером 30 августа. Вероятно, наибольшие опасения вызвал фильм Жан-Шарля Денье «Покушение на Россию» — старый проект Бориса Березовского, обвиняющий российские спецслужбы во взрыве жилых домов осенью 1999 года. Вообще говоря, ленту уже показывали в России – правда, за пределами МКАД. Но показать ее на одной из самых престижных площадок столицы – это совершенно другое дело. Впрочем, «Правдивые рассказы: война Бабицкого» и «Террор в Москве», излагающий западную версию событий на Дубровке, также вызвали обеспокоенность руководства Киноцентра.
Открыто признав, что у Киноцентра хорошие отношения с властями, которые никто не собирается портить, Владимир Медведев проявил и личную гражданскую позицию, заявив, что предпочтет «показывать фильмы, которые ничего, кроме славы, России не приносят».
При всей банальности ситуация возникла двусмысленная. Довольно трудно представить себе неангажированный фильм о Чечне – обычно создателей подобных картин в последнюю очередь интересуют погибшие солдаты, крестьяне, ставшие боевиками, и убитые мирные жители. Самая трудная тема современной России превратилась в политическое перетягивание каната, и в этом смысле нежелание Киноцентра становиться полем для политической дискуссии вполне понятно.
С другой стороны, столь захватывающее совпадение гражданской позиции с интересами властей — это главный аттракцион современности, который никогда не надоедает.
Попытки «Парка культуры» получить комментарии в Киноцентре ни к чему не привели. Охрана на входе стояла насмерть, кэгэбэшного вида дедушка, появившийся из-за спин бойцов, сделал интернациональный жест, скрестив руки перед собой. Читай – никаких комментариев, никаких телефонов, никого нет дома.
Впрочем, и так понятно, что в Киноцентре эти фильмы идти не могут. Подумайте сами – центр Москвы, Зоопарк, а там дети, между прочим. Ну не может и все, и это даже не вызывает раздражения – не показывают такие фильмы на статусных площадках. Нигде.
Беспокоит другое. Что в Москве по сути и нет площадок, где их можно показывать, за исключением Центра имени Сахарова – того самого места, погромщики которого были недавно оправданы. Что на фестиваль аккредитовалось зарубежных СМИ втрое больше, чем российских и тоже не по причине интереса к трагедии войны. Что среди разного рода агиток затеряются действительно достойные и искренние работы, и что, кроме как на фестивале, их нигде не увидишь.
Последнее, впрочем, не совсем верно. Руководитель Сахаровского центра Самодуров пообещал, что фестивальные ленты будут доступны на видеокассетах для депутатов и общественных организаций. Остается надеяться, что это касается всех фильмов, а не только самых одиозных, и что история с отказом Киноцентра станет для них дополнительной рекламой.
Тех же, кто не является депутатом или не хочет ждать, ждет музей имени Сахарова – фестиваль открылся сегодня и продлится до 4 октября.