Слушать новости
Телеграм: @gazetaru

Подводников с К-159 уже не спасти

Фото из архива Газеты.Ru
Надежд на спасение экипажа АПЛ К-159 практически нет. Об этом заявил начальник главного штаба ВМФ Виктор Кравченко. Сейчас известна судьба троих из десяти моряков. Один из подводников жив, тела двух других подобрало судно «Алтай». Поисково-спасательная операция в Баренцевом море продолжается.

Рано утром в субботу в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-159. Ее буксировали с базы Гремиха в город Полярный, на судоремонтный завод СРЗ-10, где К-159 должна была подвергнуться утилизации. Как рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» начальник пресс-службы ВМФ Игорь Дыгало, лодка была выведена из строя еще в 1989 году, ядерные реакторы были заглушены. Во время буксировки К-159 удерживали на плаву четыре понтона. На борту ее находилось 10 человек, которые следили за живучестью субмарины. На борту К-159, командиром которой является капитан второго ранга Сергей Лаппа, не было матросов-срочников. Там были только офицеры, мичманы и матросы-контрактники.

По словам Дыгало, в районе, где находилась подлодка, начался шторм силой в 3-4 балла. По не выясненным пока обстоятельствам тросы, соединявшие К-159 с понтонами, лопнули, все четыре понтона оторвались, подлодка потеряла продольную остойчивость и затонула.

В 4 утра подлодка К-159 опустилась на глубину 170 метров в трех милях к северо-западу от острова Кильдин.

Сразу после этого начались спасательные работы. Как сообщили в штабе ВМФ, после того, как была поднята тревога, к месту гибели подлодки вылетели самолеты. Они были на месте примерно через полчаса. Хотя непосредственно начать поиски подводников спасатели не смогли из-за дождя и плохой видимости. Спасательным судам удалось добраться до места ЧП только через полтора часа.

Сейчас в районе гибели АПЛ работают суда Северного флота, а также военная авиация. В составе поисково-спасательных сил, ведущих работу на месте затопления АПЛ Северного флота К-159, действуют спасательные суда «Памир» и «Алтай», спасательный буксир СБ-406, один самолет Ан-26 и один Ил-38. В район поиска выдвигаются спасательные суда «Рудницкий» и «Герман Титов». Поисково-спасательными работами руководит начальник штаба Северного флота вице-адмирал Сергей Симоненко. По официальным данным, пока известна судьба только троих моряков.

Через несколько часов после аварии судно Северного флота «Алтай» подобрало тела двух погибших, имена которых пока не сообщаются. Живым на поверхности удалось найти командира группы дистанционного управления подлодки старшего лейтенанта Максима Цибульского.

Сейчас, по словам Дыгало, он находится в нормальном состоянии, его жизни ничего не угрожает. Как подводникам удалось выбраться из лодки, пока не известно. Судьба cеми членов экипажа остается неясной.

Ранее «Интерфакс» сообщил, что спасти удалось четверых из 10 членов экипажа подлодки. Но эти данные официально не подтверждены.

Военные заявляют, что «говорить о гибели тех, кого не нашли, пока рано». Хотя, как сказал начальник главного штаба ВМФ Виктор Кравченко, сейчас температура воды в Баренцевом море — 3-4 градуса тепла. Попавший в ледяную воду человек может находиться в таких условиях максимум 45 минут. Затем наступает смерть от переохлаждения. Поэтому, по словам Кравченко, шансов, что остальных членов подлодки удастся спасти, «практически нет». Кроме этого, около 13.00 мск в районе спасательной операции резко ухудшились погодные условия. Дождь усилился, поднялся сильный ветер. Все это затрудняет поисковые работы.

Глава Минобороны Сергей Иванов уже доложил президенту Владимиру Путину о ЧП. По приказу Иванова для выяснения обстоятельств гибели подлодки на Северный флот утром вылетел главком Военно-морского флота адмирал Владимир Куроедов. Вместе с ним в Североморск с подмосковного военного аэродрома Астафьево вылетели представители российского военного ведомства, а также следователи Главной военной прокуратуры. До этого в Северный флот вылетел замгенпрокурора России, главный военный прокурор Александр Савенков в сопровождении группы следователей. По сведениям «Газеты.Ru», уже возбуждено уголовное дело по статье 352 «Нарушение правил кораблевождения».

На совещании, проведенном министром обороны России Сергеем Ивановым, глава штаба Военно-морского флота адмирал Виктор Кравченко заявил: «Радиационный фон в этом месте нормальный, поскольку в 1989 году оба реактора были заглушены и приведены в ядерно-безопасное состояние». Боекомплекта на подлодке также нет. Как сообщил Кравченко, К-159 «обязательно поднимут и она будет утилизована».

Пока представители штаба ВМФ не сообщают причину чрезвычайного происшествия. Тем не менее специалисты считают, что подлодка затонула из-за нарушения правил буксировки. По словам бывшего командира дивизии ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, бывшего командующего Черноморским флотом Эдуарда Балтина, К-159 не плавала с 1983 года и ее вообще нельзя было буксировать. «Я последний ходил на ней в море с исследовательскими целями и в тяжелых условиях. Она еще тогда у меня тонула: мы в подводном положении удерживались, а в надводном она теряла положительную плавучесть».