Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дела по «Норд-Осту» пошли в суды

В Карачаево-Черкесии начался судебный процесс над возможными пособниками террористов, захвативших ДК на Дубровке. Трое подсудимых обвиняются в подделке документов для одного из боевиков Бараева. Это уже второй суд по делу «Норд-Оста» и, как говорят следователи, далеко не последний.

В Верховном суде Карачаево-Черкесии в четверг начался суд над тремя жителями республики, обвиняемыми в причастности к теракту в московском Театральном центре на Дубровке. Как рассказал «Газете.Ru» председательствующий на процессе судья Иван Желудев, сегодняшний процесс начался с того, что подсудимые 41-летний Шадид Борзаев, 36-летняя Луиза Даудова и 40-летняя Рита Биджиева подали ходатайства о запрещении видеосъемки в зале. Это ходатайство было удовлетворено, и всех операторов вывели из зала заседаний. Еще одно ходатайство было против пишущих в зале представителей СМИ – подсудимые просили сделать процесс закрытым для прессы, однако судья оставил журналистов в зале.

Затем гособвинитель зачитал трем подсудимым обвинительное заключение. Как рассказали «Газете.Ru» в республиканской прокуратуре, за 5 тыс. рублей работница паспортного стола Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесии Рита Биджева по просьбе своего знакомого Шадида Борзаева выдала поддельный паспорт для одного из террористов, планировавших теракт в Москве, – некоего Ильмурзаева. Она выписала паспорт на имя ранее умершего жителя селения Усть-Джегуты Хунова, вклеив в документ фотографию Ильмурзаева. Затем ее сообщники – уроженцы Чечни Шадид Борзаев и Луиза Даудова — доставили поддельный паспорт в Москву и передали Ильмурзаеву. В ходе операции по освобождению заложников Ильмурзаев был убит, фальшивый паспорт был найден сотрудниками ФСБ.

Все трое подсудимых задержаны в ноябре 2002 года. Дело о подделке паспорта было выделено из общего, «московского» дела по «Норд-Осту». 24 июня 2003 года следствие было завершено, и прокуратура Карачаево-Черкесии передала материалы расследования в Верховный суд республики. Как считает обвинение, в этом деле «все совершенно ясно», и доказать виновность трех подсудимых будет просто.

По словам работников прокуратуры, всем обвиняемым инкриминируется соучастие в террористическом акте (ст. 33-205 ч. 3 УК РФ), соучастие в захвате заложников (ст. 33-206 ч. 3 УК РФ), мошенничество, совершенное группой лиц (ст. 159 ч. 3 УК РФ). Рите Биджиевой придется отвечать еще и за служебный подлог (ст. 292 УК РФ) и подделку документов (ст. 327 ч. 2 и ч. 3 УК РФ).

Если вина обвиняемых будет доказана, им грозит до 20 лет лишения свободы.

///После выступления обвинителя суд начал допрашивать свидетелей со стороны прокуратуры. «Планировалось выслушать 10 человек, но пришли только пятеро, остальных будем слушать позже, — говорит судья, — вообще, процесс может затянуться как раз из-за неявок свидетелей — среди них очень много жителей Чеченской республики, которые должны приехать в Черкесск».

Всего по словам Желудева, на суде по 10-томному уголовному делу о подделке паспорта должны выступить 40 человек. В четверг показания давали работники паспортного стола, глава администрации Усть-Джекутинского района и родственники умершего жителя селения 34-летнего Хунова, чей паспорт, по версии следствия, использовала для подделки Рита Биджиева.

Как рассказали на процессе бывшие коллеги Биджиевой, она не была замечена в связях с чеченскими боевиками и по работе характеризовалась как добросовестная сотрудница.

Напомним, что слушания по этому делу должны были начаться накануне, однако во время процесса одной из подсудимых – Луизе Даудовой стало плохо. Она начала кричать, упала и несколько минут билась в истерике. Врачи рекомендовали судье отложить процесс на четверг. По словам судьи, сегодня все трое обвиняемых вели себя спокойно. Следующее слушание дела состоится 25 июля, на нем планируют заслушать остальных свидетелей обвинения.

Судебный процесс по делу паспортистки и ее сообщников стал уже вторым в рамках расследования теракта на Дубровке.

Первый уголовный процесс состоялся в Москве в мае-июне текущего года. 17 июня Мосгорсуд приговорил к 8,5 годам колонии строгого режима 25-летнего уроженца Чечни Заурбека Талхигова. Его признали виновным по ст. 30, а также 205 и 206 УК РФ (пособничество в захвате заложников и пособничество терроризму). По данным следствия, он звонил боевикам, захватившим зрителей мюзикла, и передавал им данные о расположении спецназа и техники вокруг театрального центра. Виновным подсудимый себя не признал, заявив, что пытался помочь в освобождении заложников, для чего и передавал чеченцам оперативную информацию. Его слова на слушаниях подтвердили и свидетели. В частности, о том, что Талхигов хотел спасти заложников, заявил гражданин Нидерландов, предприниматель Олег Жиров. Он сообщил, что сам обратился к Талхигову за помощью и попросил его связаться с террористами, чтобы вызволить из здания жену Наталью и 14-летнего сына. По его словам, Талхигов действительно говорил что-то о действиях сотрудников правоохранительных органов, но это было сделано только для того, чтобы вызвать доверие у боевиков Бараева.

Сейчас у следствия по делу о теракте есть еще несколько обвиняемых. Все они могли быть сообщники террористов, захвативших здание театрального центра.

Так, по словам прокурора Москвы Михаила Авдюкова, в конце мая в Ингушетии был задержан еще один возможный сообщник террористов — 29-летний уроженец Урус-Мартановского района Чечни Асланбек Хасханов, который должен был возглавить группу диверсантов для осуществления в столице крупных терактов, в том числе и на Дубровке. Что ему помешало, прокурор не уточнил. По его словам, Хасханов, лично знакомый с Абу Бакаром, причастен к другому теракту, совершенному в Москве 19 октября прошлого года – взрыву «Таврии» у ресторана «Макдональдс», в результате которого один человек погиб и семеро пострадали.

Как утверждают в правоохранительных органах, взрыв ресторана и захват театрального центра были запланированы одними и теми же людьми. По делу о взрыве «Макдональдса» проходят шестеро обвиняемых. Помимо Хасханова, в убийстве и терроризме обвиняются Аслан Мурдалов, а также братья Алихан и Ахяд Межиевы, задержанные в Подмосковье в ноябре прошлого года. Еще двое — Хампаш Собралиев и Арман Менкиеев обвиняются в незаконном приобретении и хранении взрывчатых веществ и взрывных устройств. В ближайшее время следствие должно передать их дела в Мосгорсуд.

Новости и материалы
Российский подросток пять лет проходил с пулей в шее
Назван средний возраст автомобилей в России
Лжеврачам, обманувшим 80 человек на 7 млн рублей, дали условные сроки
В украинском генштабе прошли обыски по делу о хищениях
Авербух сравнил WADA с раковой опухолью
Финляндия направит в Румынию истребители для участия в действиях НАТО
В Германии рассказали о быстрой потере позиций ВСУ к западу от Авдеевки
Работе Слишковича в «Спартаке» дали оценку
Глава РФС Дюков: у нас есть возможность смены конфедерации
Дочь Кончаловского рассказала, чем ее удивил муж на первом свидании
Ayaneo выпустила мощную портативную консоль на Android
В Москве средняя скорость движения авто может упасть до 13 км/ч
Эрдоган заявил, что обвинения в антисемитизме не заставят его замолчать
Таксист ублажал себя рядом с детской школой искусств в Подмосковье
Россия вернула тела погибших военных
В Центробанке РФ оценили работу национальной системы платежных карт
В Ирландии обнаружили древние руины, указывающие путь в загробный мир
Врачи оценили необходимость «уголовки» для антипрививочников
Все новости