Проект «Джаз.Ру – Джаз в России», самый информированный ресурс о джазе в нашей многострадальной стране, празднует свое пятилетие, как и полагается, с помпой. Скромная посещаемость ресурса не должна помешать широте праздничного размаха – практически с момента основания эту страничку содержит звукозаписывающая компания «Богема-джаз» — не то чтобы миллионеры, но почти монополисты в издании местного джаза. Положительные рецензии, неизменно появляющиеся на релизы «Богемы» в самом свингующем ресурсе рунета, обеспечивают Jazz.Ru удивительное по российским меркам долгожительство.
Впрочем, рецензии на туземную джазовую продукцию здесь всегда положительные. И дело тут, конечно, не в лейбле-почти-монополисте. Дело в том, что главная задача сайта -– доказать всему свету, что Джаз в России не оксюморон и не имя покойника, что жизнь в нем кипит, музыканты издают великие номерные альбомы и компиляции, то и дело устраивают эпохальные совместные записи и импровизации, что это полнокровное искусство, известное за границей, и что в Ле Клубе, «Джаз-кафе на Беговой», ЦДХ и прочих «джазовых клубах» нашего города нам предлагаются самые сливки импровизационной музыки.
Если к этому добавить пропагандируемое Алексеем Козловым мнение, что русский джаз – музыка для продвинутой богатой молодежи, проектом «Джаз.ру» вполне разделяемое, то получится картина просто идиллическая.
К сожалению, все это, да простится мне философский сленг, полная кажимость. Российский джаз – это полдюжины не сбежавших за границу от полуголодного существования людей, играют они довольно средне, а большая часть нашей джазовой жизни – тусовка ради тусовки (речь здесь идет о мейнстриме, у авангардистов все хотя тоже не радужно, но по другому). И даже редкие случаи приезда настоящих музыкантов из-за кордона не делают погоды в наших палестинах.
На концерте, посвященном 5-летию сайта, который состоится 15 декабря в ЦДХ, соберутся сливки отечественного джаза – все сплошь самые многообещающие музыканты. Среди них пианисты Андрей Кондаков, Лев Кушнир, Андрей Разин и Леонид Винцкевич, бас-гитарист и джазовый магнат Алекс Ростоцкий, трубач Юрий Парфенов, другие известные музыканты, а также «Лучший джазовый музыкант России» (так прямо и написали) Игорь Бутман.
Почти всех этих артистов в разных сочетаниях можно слушать в Москве по два раза в неделю, а трудоголиков Ростоцкого и Бутмана – так чуть ли не каждый день. Все это наверняка будет просто потрясающе скучно, и даже на публике глаз не отдохнет: что бы там ни плел «Козел на саксе», фанаты джаза в нашей стране не отличаются ни молодостью, ни красотой, ни ухоженностью.
Желающим развеять постпраздничный синдром, преисполнившись стильной тоски и печали, лучше будет завалиться в тот же вечер в «Точку» — на концерт немецкого трио «Melotron». В главном готическом вертепе города состоится традиционное предновогоднее synth/future/electro-pop & EBM party (что это такое, бог весть, но звучит заманчиво), на котором немецкие готические электронщики будут играть уже постепенно выходящую из моды музыку будущего синти-поп. Московские готы считают эту самую synth/future/electro-pop & EBM party достаточно правильным мероприятием, что означает, что группа, образовавшаяся в 1995 году и выпустившая совсем недавно очередной альбом, играет музыку достаточно угрюмую и тошнотворную (музыка трио чем-то напоминает опусы «Рамштайн», напрочь лишенные гитарных запилов и драйва), чтобы понравиться людям с крашенными в черный цвет ногтями и скудной половой жизнью. (Кроме «Мелотрона» в Точке выступят два наших проекта: ди-джей RAM, работающий с русскими поп-группами типа «Сплина» и «Тату», и «Bleeding Nature» — дуэт скрипача и вокалиста, играющий музыкальный декаданс с черной романтикой текстов.)
Потусторонняя вечеринка обещает быть несколько более интересным событием, чем геронтофильское пати Джаз.ру. В «Точке» хотя бы можно выпить, да и прокуренный гигантский ангар без вентиляции все же лучше, чем украшенная джазовыми критиками честная бедность концертного зала ЦДХ. А публика, собирающаяся на такие концерты главным образом для того, чтобы обсудить последние новости своей депрессии – занятнейшее зрелище, сравнимое с походом в живой уголок дедушки Дурова.
Хотя, если честно, готское движение в России — такая же дохлая отрасль, как джаз, блюз, автомобилестроение или футбол.