Звуковой террор в клубе «Муха» – обычное дело, ради него даже не стоит торопиться на концерт. Любой музыкальный деятель, творчество которого находит отклик не более чем у пятидесяти человек, а именно столько тут влезает в зал, — здесь желанный гость. Австрийские электронщики Franz Pomassl и Philipp Quehenberger — редкое исключение, но назвать его приятным значило бы обидеть самих музыкантов. Оба – специалисты по нойзу, то есть по шуму, извлекаемому из электронных инструментов и жестко действующему на мозг, а еще — по всяким психоделическим видео-перформансам, сносящим крышу еще жестче.
Помассла называют «одним из пионеров новой экспериментальной электроники», что не совсем честно. Конечно, он шутя собирает сам аналоговые синтезаторы и извлекает из них с помощью компьютера запредельные ультра- и инфразвуки, которые слышны летучим мышам да морским котикам, но недоступны человеческому уху… Но всё же в Венском музыкальном университете довольно давно есть целый факультет электроакустической и экспериментальной музыки, где наш «пионер» и получил свое первое высшее. Второе – в Венской академии изящных искусств, где он к 1995 году освоил навыки видеоарта и прочие изобразительные методы промывки мозгов. Потом Помассл целый год повышал свою цифровую квалификацию в Токио. Так что над человеческим восприятием он издевается не как сопливый пионер, а как крутой профессионал.
Неоценимый вклад в искусство Поммасл внес как организатор – сооснователь лейбла Laton (1990) и международного фестиваля электронной музыки Prototype. В фестивале кроме него самого ежегодно принимает участие дюжина передовиков художественного шума из разных стран, включая известную группу Pan Sonic.
Филипп Кюхенбергер – пока только восходящая зведа. Ему 25, он — настоящий космополит: родился в австрийском городе Инсбрук, рос в Тироле, Сиэтле (США) и Ньюкасле (Великобритания). В детстве подвизался как клавишник в death-metal и рок-группах. А когда в 17 лет надоело, занялся электроникой и стал выступать на пару со своим стареньким синтезатором Roland серии D. В австрийских электронных кругах засветился совсем недавно, когда переехал в Вену и записал в 2002 году на лейбле Cheap Records свой первый альбом Q.BB.Q., который вполне вписался в творческую концепцию музыки как средства, вызывающего аудиогаллюцинации.
На разогрев к австрийским галлюцинациям пригласили московских — дуэт F.R.U.I.T.S., который пишется у Помассла на «Латоне». Бывалые дядьки Павел Жагун (бывший продюсер «Морального кодекса») и Алексей Борисов (экс-гитарист «Центра», один из основателей «Ночного проспекта», ди-джей, журналист, продюсер и чуть ли не профессиональный философ), уже десять лет занимаются экспериментальной электроникой и тоже любят дезориентирующие во времени и пространстве звуки радиопомех и видеоряды. Правда, в отличие от австрийцев они позволяют себе порой играть почти танцевальную музыку. Но не в этот раз – в «Мухе» всё будет очень серьезно и нацелено на ломку подлых буржуазных стереотипов. Чтобы каждый ушёл с концерта обновленным и услышал в звуке дрели соловьиную трель.
15 ноября, 21.00