Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Уже не синяя Россия

Какие браузеры пользуются популярность в мире и России

Богдан Зырянов 15.08.2011, 17:09

Один из создателей всемирной паутины Тим Бернерс-Ли начал разрабатывать первый веб-браузер еще в октябре 1990 г., а первый браузер для ОС Windows NCSA Mosaic, послуживший основой для создания легендарного Netscape Navigator – предка Firefox и предвестника Internet Explorer одновременно, вышел в 1993 году. 18 лет спустя у пользователя-новичка от выбора браузеров разбегаются глаза, а карта мира окрашивается в новые цвета. Впору преподавать школьникам новый предмет — браузерную географию.

Самый используемый веб-браузер на территории страны (или зависимой территории) по состоянию на март 2011 по данным аналитической компании Statcounter. Синий – Internet Explorer, оранжевый – Firefox, красный – Opera, зеленый – Chrome.

В большинстве стран мира наибольшей популярностью пользуется браузер Internet Explorer компании Microsoft. Он наиболее популярен в Северной Америке, Австралии, большей части Африки, странах Западной Европы и Аравийского полуострова, Индии, Китае и Японии.

Наряду со «странами Internet Explorer» есть «страны Firefox», «страны Opera» и «страны Chrome». Каждый из этих браузеров составляет серьезную конкуренцию штатному обозревателю интернет-страниц ОС Windows. Условно карту мира можно раскрасить в четыре цвета: синий – цвет Internet Explorer, оранжевый – цвет Firefox, зеленый – цвет Chrome и красный – цвет Opera.

Норвежская программа Opera – давний оппонент Internet Explorer в «войне браузеров».

В сфере наибольшего влияния браузера Opera находятся Россия и страны постсоветского пространства: Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и республика Беларусь.

«Принято считать, что Opera – браузер для продвинутых пользователей. Однако у самой компании мнение на этот счет несколько иное. Мы считаем, что наш браузер – для тех, кто хочет все функции в одной программе, – рассказывает Владимир Исаев, менеджер по коммуникациям компании Opera Software. – Поэтому у нас есть встроенный почтовый клиент, IRC-клиент, Torrent-клиент, блокировщик рекламы, технология синхронизации браузеров Opera на разных компьютерах – Opera Link и встроенный в браузер веб-сервер – Opera Unite. Многие функции, которые сейчас используются в IE, Chrome и Firefox, были изобретены Opera. Например, вкладки, Экспресс-панель и сохранение сессий.

Изначально Opera разрабатывалась как браузер, который мог бы обеспечить быструю работу на медленных каналах, таких как dial-up, а теперь 3G. Для этого у нас есть кэш страниц, быстрый возврат по истории посещений, сохранение сессий при закрытии браузера, Экспресс-панель и прочее. А благодаря технологии сжатия Opera Turbo, которая до 6 раз сокращает объем загружаемых данных, наш браузер обеспечивает быструю скорость загрузки при любом интернет-соединении. Кроме того, дистрибутив Opera весит всего 10 мегабайт, это самый «легкий» браузер. Это немаловажно, ведь для России и СНГ проблема широкополосного доступа актуальна до сих пор».

По словам Владимира Исаева, у популярности Opera на постсоветских территориях есть еще одна причина.

До 2005 года Opera распространялась на условно-бесплатной (shareware) основе, то есть за отключение рекламного блока приходилось платить. Законопослушные американцы и европейцы выбирали бесплатную альтернативу или пользовались штатным IE, в то время как в странах СНГ, где до сих пор не сложилась культура потребления легального платного контента в сети, первопроходцы интернета взламывали программу и пользовались тем браузером, который им нравился.

Браузер Mozilla Firefox имеет огромное количество поклонников в странах Восточной Европы, России, Германии. Финляндии, Исландии и Греции.

Также Firefox популярен в Монголии, Индонезии, Нигерии, Эфиопии, Кении и Египте, на Мадагаскаре и Кубе. В первую очередь, он привлекает пользователей широкими возможностями кастомизации: можно легко изменять его внешний вид и подключать множество дополнений, расширяющих его функционал. Корреспондент «Газеты.Ru» попросил представителей Mozilla рассказать подробно о причинах популярности и специфике браузера Firefox, однако компания Mozilla комментарий не предоставила.

Обозреватель Chrome от Google покорил интернет-аудиторию Колумбии и Аргентины, Уругвая и Чили, Мавритании и Туниса, Албании и Македонии, Армении и Молдовы, Малайзии и Филиппин.

«Браузер Google Chrome постоянно совершенствуется, — говорит директор по связям с общественностью Google в России Алла Забровская. – Вот, например, совсем недавно появилась новая, тринадцатая версия программы, которая поддерживает функцию Instant Pages. А если говорить в целом, то, благодаря тому, что Chrome обеспечивает высокую степень безопасности при работе в интернете, отличается быстротой при выполнении любых операций, а также имеет простой и рациональный дизайн, его доля на мировом рынке постоянно растет. Так в июле 2011 года она превысила 20 % (по данным компании StatCounter), а в рейтинге самых популярных веб-браузеров Chrome занял 3-е место. Для продукта, которому в этом году исполнится 3 года, это очень хороший результат. Если говорить о России, то хорошо известно, что в нашей стране достаточно большую долю рынка занимает браузер Opera. Но при этом значительная часть российских тинэйджеров, имеющих выход в сеть, использует Chrome».

Продолжая тему России, затронутую Аллой Забровской, следует сказать, что в нашей стране за последний год произошла небольшая браузерная революция.

Наиболее популярные в России браузеры, включая мобильные версии
Наиболее популярные в России браузеры, включая мобильные версии

Согласно статистике LiveInternet (см. диаграмму) еще в июле 2010 года самым популярным браузером в России был Internet Explorer, но за прошедший год браузер Microsoft уступил конкурентам и переместился с первого места в списке самых популярных браузеров на третье. В лидерах оказались Opera и Firefox.

По мнению аналитика J'son & Partners Consulting Евгении Голубцовой, помимо негативной репутации браузера Internet Explorer, которая сложилась благодаря технологической отсталости шестой версии, выпущенной в 2001 году, и отрицательно сказывается на образе компании по сей день, снижение популярности IE может быть объяснено высокими уровнями пиратства на российском рынке ПО. «При использовании Internet Explorer система Microsoft может проверять легальность программного обеспечения, установленного на компьютере. Для частного пользователя это является небольшим неудобством, но для корпоративных пользователей выявление факта использования нелегального ПО может обернуться серьезными штрафными санкциями», — заключает Голубцова.

Сама компания Microsoft также считает, что пиратство — одна из основных причин того, что в России ее браузер уступил лидерскую позицию

«То, что Россия и страны СНГ выбиваются из общемировой картины, можно объяснить высоким уровнем пиратства, когда на OS XP зачастую стояли по умолчанию альтернативные браузеры (например, Opera), — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе компании Microsoft. — Большая доля альтернативных браузеров — это еще и заслуга таких порталов, как Яндекс, Рамблер и Mail.Ru, которые давно начали распространять их по своим пользователям, борясь за долю своих поисковиков на рынке: в каждом браузере можно изменить используемый по умолчанию поисковик».

Впрочем, возможно, причины популярности Opera и Firefox в СНГ в целом и в России в частности кроются в избирательности пользователей.

«Причины, на мой взгляд, носят поведенческий характер: среди пользователей интернета из стран СНГ и Восточной Европы, а также Германии более востребованы дополнительные функции, предоставляемые браузерами не от Microsoft, например, виджеты, упрощающие доступ к электронной почте, информации о погоде, новостям. Кроме того, эти браузеры считаются более защищенными от всплывающих окон, которые части содержат вредоносные ссылки. Я полагаю, что свою роль играют и сайты, которые посещают пользователи из данных стран: на них чаще встречаются вредоносные ссылки - браузеры не от Microsoft лучше справляются с их блокировкой, также у сторонних браузеров лучший функционал для скачивания контента», — считает аналитик «Инвесткафе» Илья Раченков.

В заключение разговора о браузерных войнах и их причинах мы предлагаем вниманию читателей небольшой опрос. Если вы хотите принять в нем участие, ответьте, пожалуйста, на наши вопросы в комментариях к этому материалу.

Вопрос №1. Какой браузер (браузеры) вы используете?
Вопрос №2. Что вам в нем (них) нравится, а что не нравится?
Вопрос №3. Меняли ли вы один браузер на другой? Как часто это происходило и с чем было связано?
Вопрос №4. Что бы вы рекомендовали добавить разработчикам браузера, которым вы обычно пользуетесь?