Вкратце история (ее мне рассказал Джонатан Спарроу, директор представительства компании Nokia Siemens Networks (NSN) в России) такова: в августе прошлого года на сети AT&T в США возникли серьезные проблемы. Абоненты в Нью-Йорке и Сан-Франциско начали жаловаться, что качество работы сети снизилось настолько, что проблематично было сделать даже простой звонок, конечно же, усложнилась и работа с интернетом — даже отдельные страницы сайтов грузились только после нескольких попыток.
Оператор на все упреки отвечал, что в сети действительно возникли проблемы, связанные с перегруженностью сетей трафиком сигнализации. Сигнализация — это разнообразные служебные данные, передачей которых в сети связи сопровождается любой сеанс связи абонентского устройства и тех элементов сети, которое задействованы в сеансе связи.
Казалось бы, на этом в истории можно было бы поставить точку. В самом деле, что тут обсуждать? Жадный оператор связи недооценил темпы приобретения абонентами смартфонов, не подготовился, так сказать... А абоненты наконец-то проявили вкус к массовому пользованию мобильным интернетом — вот и... Но вот ведь в чем дело. Ухудшение связи не было постепенным. Ситуация напряглась если не в одночасье, то за несколько недель.
«Виновником торжества» оказалась компания Apple с ее iPhone. После выпуска 18 июня 2009 года новой версии софта для iPhone все и началось.
Целью обновления было продлить время, в течение которого работает аппарат без подзарядки. Для этого аппарат во все время, когда им не пользовался абонент, переводился в так называемый «спящий режим». Но при этом периодически, несколько тысяч раз в день, аппарат обращался к сети для проверки изменений, вызывая своими запросами сопутствующий трафик сигнализации. Причем, если сам аппарат передавал и получал буквально несколько байт информации, объем сигнального трафика в сети соответствовал тому, что каждый абонент будто бы делал порядка тысячи телефонных звонков в течение дня. Так и вышло, что даже несмотря на то, что сеть AT&T имела вполне солидный запас емкости каналов сигнализации в расчете на будущий рост, весь этот резерв был исчерпан и его не хватило.
Вот как это выглядело.
<1>
Рост трафика сигнализации после выхода апгрейда 3.0 софта для iPhone.
Что же, «виновник» был идентифицирован, проблема понятна, и можно было ее решать. На самом деле это была не проблема оператора AT&T и гиперпопулярного iPhone — это весь телеком-рынок столкнулся с ситуацией, которую принято называть «первым звоночком». Если изменение в работе лишь одного, пусть и очень популярного в США, телефона могло «завалить» сеть одного из крупнейших операторов связи, то впору задуматься о будущем, которое очень скоро может оказаться сегодняшним днем. Смысл полученного «послания» таков: приближается резкий всплеск потребления мобильного трафика, как «полезного», так и сопутствующего «технологического», тогда как степень готовности к нему современных сетей сотовой связи вызывает серьезные сомнения.
Операторы давно научились работать с постепенно растущим трафиком голоса. Этот рост продолжится, до 2015 года можно ожидать, что он вырастет еще на 50%. И это не то, о чем следует беспокоиться.
Беспокоиться стоит о том, что, согласно прогнозу NSN, до 2015 года на 1000% вырастет трафик передачи данных с нетбуков и ноутбуков.
Серьезно? Серьезно. Но трафик передачи данных со смартфонов и подобных им устройств может вырасти на 10000%. А насколько вырастет трафик сигнализации, необходимый для того, чтобы многочисленные приложения, предустановленные сегодня на каждый смартфон, могли проверять статусы пользователей, наличие обновлений, подкачивать антивирусные базы, принимать бесконечные потоки мгновенных сообщений своих друзей и знакомых — в общем, жить своей жизнью, почти не зависящей от действий абонента, — трудно даже предположить.
Для тех, кто любит точные цифры, приведу оценку роста объема данных в сетях мобильной связи от нетбуков и смартфонов: 23 экзабайта в год, т. е. 23 млрд раз по млрд байт, или 23 млрд гигабайт — в общем, «очень много». И никто не сказал, что на практике объем не может быть и еще большим.
Для того чтобы подготовиться к решению проблемы лавинообразного роста передачи данных в мобильных сетях, операторам хорошо бы научиться уже сейчас извлекать от оказания услуг передачи данных адекватный доход. Но с этим пока все плохо: модели, основанные на помегабайтной основе оплаты данных, не прижились, а безлимитный подход чуть ли не стимулирует абонентов потреблять все больше и больше трафика, усугубляя проблему. Ну а за трафик сигнализации абоненты и вовсе не платят, это как бы накладные расходы оператора.
Так что если сегодня российские операторы просто добавят дополнительную емкость в свою радиосеть, нарастят сигнализацию и транспортные каналы (даже это в условиях столь любимых в прежние годы радиорелеек сделать будет непросто), это мало чем поможет.
Требуется иной подход: раз появились «умные телефоны» (смартфоны), то и сети должны поумнеть, адаптироваться к этим устройствам, научиться с ними работать оптимальным образом. Успеют ли операторы построить такие сети до того, как новомодные устройства сделают невозможным нормальное функционирование сетей 2G/3G, — сказать со всей определенностью пока сложно. Вот и технический директор многострадальной AT&T Джон Донован на днях заявил: «Любой, кто говорит, будто его сеть готова к работе с iPhone или к взрывному росту трафика данных, связанному с мобильным широкополосным доступом, с которым столкнулась компания AT&T, наивен».
Наилучшим подтверждением серьезности проблемы являются озвученные AT&T планы инвестиций в сеть 3G в 2010 году: они составят порядка $2 млрд. Готовы ли к таким инвестициям российские операторы?