Корпорация Microsoft собирается создать единую стартовую страницу для различных социальных сетей на базе своей службы онлайн-сервисов Microsoft Live. С одного аккаунта на сайте windowslive.com будут доступны различные сервисы электронной почты, мгновенных сообщений, обмена фото и видео. Для этого Microsoft уже заключила соглашения с более чем 50 компаниями, среди них социальная сеть для партнеров по бизнесу LinkedIn, фотосервисы Flickr и Photobucket.
О сотрудничестве с ведущими социальными сетями мира Facebook и MySpace не сообщается.
В США обновленная версия Windows Live станет доступна через несколько недель, а к началу 2009 года сервис будет переведен на 48 языков и появится еще в 54 странах.
Действия Microsoft выглядят вполне логично. Социальные сети появились в начале 2000-х и с тех пор завоевали огромную популярность. В США они уже достигли потолка своего роста, но на развивающихся рынках их аудитория увеличивается очень высокими темпами. По данным comScore на июнь 2008 года, число уникальных посетителей сети Facebook за год выросло на 153%, а в целом количество пользователей социальных сетей в мире увеличилось на 25%.
Крупнейшие российские социальные сети — «Одноклассники» и «Вконтакте» — насчитывают, по их собственным данным, 25 млн и17 млн пользователей. Правда, речь идет не о количестве уникальных пользователей, а зарегистрированных аккаунтах. По данным TNS Gallup Media на июнь 2008 года, число российских пользователей, выходящих в соцсеть хотя бы раз в месяц, достигло 24,5 млн.
Получается, что практически все пользователи Рунета уже зарегистрировались в «Одноклассниках» или «Вконтакте».
Прирост крупнейших социальных сетей возможен только одновременно с ростом проникновения интернета. Аналитик iKS-Consulting Антон Ворыхалов рассказал «Газете.Ru», что в 2009 году рынок широкополосного доступа в интернет вырастет только на 40% по сравнению с 75% в 2008 году. Это означает, что «Одноклассники» и «Вконтакте» будут медленнее прибавлять в размере аудитории, констатирует эксперт.
Теперь главный тренд развития социальных сетей — создание специализированных сервисов с ограниченной аудиторией. В пример можно привести drugme.ru (портал о медицине и здоровье), professionali.ru (аналог сети для бизнесменов LinkedIn) или на днях запущенная tvidi.ru (соцсеть для детей). Глава пресс-службы ИК «Финам» Владислав Кочетков отмечает, что такие ресурсы гораздо легче сделать прибыльными: для рекламодателей нишевые соцсети означают целевую аудиторию и следовательно — большую отдачу от рекламы.
Владельцы крупных социальных сетей до сих пор ломают голову, как монетизировать свою огромную аудиторию, говорит эксперт.
Ворыхалов считает, что небольшим проектам тяжело раскрутиться, так как необходимо тратиться на рекламу, привлекать пользователей и контент. Для раскрутки нишевых соцсетей необходимо привлекать сторонних инвесторов. Кочетков полагает, что даже в условиях кризиса будут появляться новые ресурсы такого рода, но инвесторы станут более придирчивыми при отборе проектов. По мнению эксперта,
создание единой стартовой страницы для социальных сетей прежде всего ориентировано на нишевые ресурсы, где пользователь бывает не так часто.
К тому же инициатива Microsoft сделать «агрегатор» соцсетей не оригинальна, рассказал эксперт. Например, в России подобную идею полгода назад высказывали в «Рамблере», но она до сих пор не реализована. Игорь Ашманов, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», уверен, что крупные социальные сети будут препятствовать созданию единых точек доступа к различным ресурсам. «Если посетители будут уходить с их сайтов, то неизбежно будут падать доходы от рекламы», — пояснил эксперт.