Пенсионный советник

Поиск в сети: борьба обостряется

Валентин Мальцев 22.04.2008, 17:56

«Яндекс» и «Рамблер» пытаются сопротивляться экспанисии Google, одновременно конкурируя друг с другом. Недавние их шаги — очередное тому подтверждение. Тем временем Google уверенно наступает во всем мире, и российский рынок — не исключение.

На прошлой неделе «Рамблер» запустил бета-версию новой системы поиска. Ее главная особенность — «вертикальная» идеология поиска. В то же время компания «Яндекс», работающая над совершенствованием своего механизма поиска, также представила обновление поисковой программы под названием «Магадан». Смогут ли отечественные поисковики предложить российским пользователям сервис лучше, чем у Google?

По данным международной исследовательской группы Comscore, компания Google обслуживает порядка 62% всех поисковых запросов в мире.

Сначала конкуренции с Google не выдержали Yahoo! и AltaVista, затем пали «локальные конкуренты», например, испанская terra. Единственный, кто выдерживает конкуренцию, и то скорее за счет административных, нежели рыночных мер, — китайский поисковик Baidu.

В России Google также наступает. Это стало ясно после того, как весной 2006 года американский поисковик «научился» понимать российскую морфологию. В декабре 2007 года он обогнал «Рамблер» и сегодня является вторым по популярности поисковиком в России. По данным за последние 3 месяца, предоставленными аналитиками из Liveinternet, «Рамблер» занимает на рынке третье место с показателем 11,9% от общего числа поисковых запросов в Рунете, Google — на втором месте с 30,3%, «Яндекс» — пока еще лидер с 43,9% запросов.

Однако проблемы не только у «Рамблера»: еще совсем недавно, осенью 2007 года, «Яндекс» обрабатывал 54% всех запросов, а Google — лишь 18%.

Налицо и другие тревожные для отечественных поисковиков моменты: по данным MASMI, аудитория у Google моложе, чем у «Яндекса», и, что не менее важно, heavy users (те, кто пользуется интернетом очень активно) больше пользуются услугами именно Google.

«Рамблер», старейшая российская поисковая система, уступила лидерство «Яндексу» еще пару лет назад. В то время как в «Яндексе» вкладывали деньги в совершенствование поиска, руководство «Рамблера» посчитало более перспективным вложение денег в дополнительные сервисы. Сейчас в компании осознали важность поиска. Планируемый запуск нового поискового механизма — тому подтверждение.

В новом механизме используется популярный сегодня «вертикальный поиск», результаты запроса структурируются не только по релевантности, но и по «вертикалям» — тематическим страницам.

Пока в бета-поиске доступно 10 «вертикалей»: «Афиша», «Вакансии», «Википедия», «Гороскопы», «Карты», «Курсы валют», «Новости», «Обзоры», «Погода» и «Цены». Новая система поиска будет самостоятельно определять тему запроса и предоставлять пользователю, наряду с традиционными результатами поиска в интернете, структурированные ссылки на наиболее релевантные результаты поиска в специализированных источниках информации. Однако «Рамблер» по-прежнему не собирается концентрироваться лишь на поиске. Ожидается, что вскоре компания запустит собственный видеосервис, добавит несколько других сервисов и проведет редизайн. Лишь по окончании всей процедуры модернизации «Рамблера» его новый поиск станет доступным на главной странице портала.

«Стадию бета-тестирования нового поиска «Рамблера» можно будет считать законченной после обновления всего портала. Точные сроки этого события пока еще рано называть», — рассказал «Газете.Ru» руководитель маркетингового направления группы «Поиск» компании «Рамблер» Сергей Сергеев.

Сможет ли новый поиск спасти положение тонущего «Рамблера»? Сергей Сергеев однозначно заявил корреспонденту «Газеты.Ru», что уверен в этом: «Новый поиск позволит увеличить нашу долю на рынке по сравнению с той, что в настоящий момент занимает текущая версия поисковой системы «Рамблер».

Однако аналитики пока осторожно оценивают инициативы «Рамблера».

Потенциальный успех новой версии портала «зависит от качества предлагаемого поиска, а также от маркетинговой поддержки проекта», — считает Элина Юрина, директор Центра инвестиций в высокие технологии ИК «ФИНАМ». «В частности, многие пользователи сейчас лояльны к «Яндексу» или Google, для того чтобы они решили попробовать новый поиск от «Рамблера», их нужно информировать о его наличии. В итоге, на данном этапе строить какие-то прогнозы просто невозможно», — отметила она в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru».

«Кардинально изменить свое положение на рынке помогают только действительно инновационные идеи», — уверена аналитик iKS-Consulting Елена Крылова.

«Два года назад «Рамблер» занимался телевидением, контентом и другими проектами, но все это звучало неубедительно. Но затем «Рамблер» сменил стратегию: продал телевидение, получил контроль над системой контекстной рекламы «Бегун». Эти шаги позитивно сказались на финансовых результатах компании, поэтому велика вероятность, что новая стратегия «Рамблера» будет успешно реализована», — рассказал «Коммерсанту» аналитик ФК «Уралсиб» Константин Белов.

Эволюционирует и «Яндекс». Сейчас компания представила бета-версию обновления своей поисковой программы — «Магадан».

Директор по связям с общественностью компании «Яндекс» Михаил Ушаков пояснил «Газете.Ru», что работа над совершенствованием поиска продолжается постоянно, однако «Магадан» — апдейт существенный, и перед его внедрением понадобилось изучить мнение общественности. «За это время по вопросам и письмам веб-мастеров мы поняли, насколько пристально они наблюдают за прибытием «Магадана», и решили перед окончательным изменением дать возможность потестировать новые результаты», — говорится в официальном блоге «Яндекса».

«Мы увеличили число факторов ранжирования вдвое и улучшили некоторые внедренные ранее. Добавили классификаторы, позволяющие лучше понять тип страницы и тип ссылок. Начали глубже понимать текст страницы и его качество. Изменили технологию поиска так, что мы можем быстро выбрать наиболее релевантные документы в первую очередь и не ждать поиска по остальным страницам», — сообщают разработчики программы.

«Рост числа факторов ранжирования и улучшение некоторых, внедренных ранее, способно улучшить качество поиска. Появление классификаторов сделает поисковик более удобным для опытных пользователей. Более совершенная обработка многословных запросов — также существенный фактор привлекательности «Магадана». Как минимум, это позволит «Яндексу» сохранить его нынешнии позиции, а, возможно, и улучшить их», — считает Элина Юрина из «Финама».

Что до Google, то он пока активных шагов по продвижению на российском рынке не принимает.

Однако, по мнению Юриной, успехи Google можно считать достаточно существенными.

«Совершенствование поиска «Яндексом» и «Рамблером» можно считать своего рода ответом конкуренту», — резюмирует она. Будет ли этот ответ достойным, покажет время. Пока ясно одно: на данном этапе российские поисковые системы теряют рынок.