Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Компьютеров вокруг не будет, будут «умные объекты»...

беседовал Дмитрий Бевза 19.02.2008, 20:27

С увеличением числа окружающих нас цифровых устройств все большее значение приобретает продуманный и удобный интерфейс, так как именно он обеспечивает взаимодействие между человеком и компьютером. О положении дел и тенденциях в области дизайна программных интерфейсов корреспондент «Техзоны» побеседовал с известным американским дизайнером Аароном Маркусом, который на этой неделе прибыл в Москву с деловым визитом.

— Будет ли, на ваш взгляд, происходить сближение дизайна программных интерфейсов между компьютером и различными высокотехнологичными гаджетами (коммуникаторы, навигаторы, телефоны и т. д.)?

Аарон Маркус: В будущем компьютеры вообще исчезнут из нашего поля зрения, как исчез, к примеру, автомобильный двигатель. Многие водители даже не знают, как он выглядит, они просто ездят. Вместо компьютеров мы будем использовать «умные объекты», включая и «умную одежду». Эти «умные объекты» будут располагать различными пользовательскими интерфейсами и выполнять множество операций, которые обычно ассоциируются у нас с компьютером, например, разнообразные вычисления и управление связью. Комбинация, к примеру, из «умных» ручки, телефона и браслета будет обладать такой же вычислительной мощностью, как современный компьютер. Японцы уже сегодня используют свои мобильные гаджеты вместо десктопа, просматривая сайты, фильмы, отправляя и принимая сообщения и т. д Многие из этих устройств имеют очень похожие программные интерфейсы.

— Количество всевозможных функций и сервисов в современных мобильных устройствах все возрастает. Возможно ли совмещать интуитивно понятные интерфейсы с возросшей функциональностью и маленькими размерами самих устройств?

А.М.: Это хороший, но сложный вопрос. Он затрагивает важные проблемы современных компьютерных технологий. Как предоставить пользователям оперировать большими объемами данных и множеством функций на мобильных устройствах? Как сделать эти устройства простыми и понятными в использовании с учетом их маленьких экранов?

Один из способов решения этой проблемы может заключаться в использовании технологии «умных очков». Такие очки становятся экраном с очень большой областью просмотра.

Другой способ решения проблемы может заключаться в сочетании видео и аудио интерфейсов. Пользователи будут получать информацию и управлять устройством не только визуально, но и вербально.

На мой взгляд, здесь необходим определенный технологический прорыв в области визуализации данных, она должна быть удобной, простой в использовании и давать возможность людям работать с любыми видами контента.

— Как вы оцениваете графические интерфейсы современных операционных систем, таких как «Aero» для Windows Vista, GUI для Мас OS X Leopard и Compiz Fusion для Linux?

А.М.:Многие новые графические интерфейсы лучше предыдущих модификаций, но впереди еще море работы по их совершенствованию.

— Появятся ли, на ваш взгляд, в ближайшем будущем на мобильных устройствах трехмерные программные интерфейсы, как они уже появились на РС?

А.М.:Да, трехмерные программные интерфейсы, конечно, появятся на мобильных устройствах. Трехмерность придает интерфейсам привлекательный вид и в некоторых случаях помогает манипулированию графическими объектами. Однако есть вероятность, что она может отвлекать людей от эффективного распознавания образов и, соответственно, от принятия решений. Пока ещё интерактивность трехмерных графических интерфейсов недостаточно хорошо разработана.

— Какие общие тенденции в области создания программных интерфейсов вы могли бы выделить, и есть ли различия в проектировании интерфейсов между разработчиками из США, Европы и Азии?

А.М.:Да, есть общие тенденции в разработке пользовательских интерфейсов. Некоторые прогнозы на будущее делаются, например, в книге J. Jacko and A. Sears «Handbook of Human-Computer Interaction».

Но я считаю, что мы должны быть более внимательными к различиям в мышлении, восприятии, способу принятия решений в различных культурах. И, конечно, это должно быть учтено при создании пользовательских интерфейсов.

Также необходимо учитывать различия между людьми, принадлежащими к разным социальным группам.

Пользовательские интерфейсы — это не только визуализация, они должны помогать людям общаться и взаимодействовать между собой, чтобы принимать эффективные решения.

Возвращаясь к разнице пользовательских интерфейсов в Северной Америке, Европе и Азии, замечу, что уже немало написано о разнице между «западным» и «восточным» мышлением, например, в работах Ричарда Нисбетта.

Современные исследования в этой области, которые проводит профессор Ли из корейского Исследовательского института науки и технологий (Korea Advanced Institute of Science and Technology), демонстрируют разницу даже в том, как люди, принадлежащие к разным культурам, просматривают веб-страницы.

Общеизвестно, что японские и корейские телефоны для азиатского европейского и американского рынков имеют разные функции и свойства.

Люди во всем мире хотят пользоваться высокотехнологичными гаджетами, но то, как они их используют, зависит от национальности и культуры. И новые исследования, проводящиеся в этой области, подтверждают это.