«CD и DVD должны умереть...»

Иллюстрация: пропагандистский плакат RIAA
Оказывается, американцы умеют поступать назло ничуть не хуже русских. Достаточно только их разозлить. И к несунам в Америке относятся так же, как в покойном СССР — в Интернете, во всяком случае.

Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA), похоже, сумела не на шутку разозлить граждан своей страны. В последнее время аналитики индустрии что-то совсем расшалились — предсказывают чуть ли не повсеместное отмирание продаж музыки не материальных носителях в обозримом будущем. Дескать, все в Интернет перейдет.

И сопровождают эти предсказания оценками сегодняшних потерь звукозаписывающих компаний из-за пиратства. По данным Forrester Research, например, эти потери в сумме за 1999-2002 г. составили $750 млн.

Ясно, конечно, что данные в сумме за много лет приводятся, когда данные за один год недостаточно представительны. Понятно также, что эти цифры ущерба вычислены по тем же дурацким правилам, по которым вычисляют ущерб компаний борцы с software пиратством — просто считается, что если бы не было возможности украсть, то каждый укравший купил бы.

Достоверность таких оценок — сами понимаете. Зато у профессиональных пиратоборцев появляется возможность пугать этими цифрами руководство медиаконцернов, а у последних — аргументы в беседах с сенаторами. Дескать, огромные суммы налогов недоплачиваются — да и взносы в предвыборные фонды редеют на глазах.

В последнее время RIAA стала явно демонстрировать нервозность. Словно враги уже подступили к последнему рубежу обороны, и настал последний бой. Ассоциация звукозаписывающих компаний, прежде преследовавшая в основном корыстных распространителей пиратской продукции, обрушила свой карающий меч на конечных пользователей. А массовый террор, как известно, не бывает избирательным. В прессе немедленно начались рассказы про преследования 12-летних девочек и 70-летних стариков.

Имидж RIAA, и без того небезупречный в последнее время, начал окончательно портиться.

Потому что рассказы о родителях маленькой девочки, неожиданно для себя поставленных перед необходимостью заплатить тысячи долларов за ее преступления — выразившиеся в нарушении чьих-то там авторских прав — имидж истца, конечно же, не улучшают.

Ощущение отчаянности последней битвы подкрепляется некоторыми последними заявлениями RIAA. Недавно эта организация стала продвигать среди американских законодателей идею, что сети обмена музыкой используются также для обмена детской порнографией. Видимо, более рациональные аргументы закончились. Конечно, тезис о порнографии может поставить многих конгрессменов в неудобное положение — им будет неудобно возражать против защищаемых RIAA репрессивных мер против музыкальных пиратов. С другой стороны налицо попытка наказать одних людей за грехи совсем других — в самом деле, ну не каждый же, кто скачивает музыку без разрешения, детской порнографией развлекается.

Согласно данным исследовательской компании BigChampagne LLC, в первые недели сентября в любой момент к сетям бесплатного обмена файлами было подключено в среднем 4,4 млн человек.

Очевидно, что многие любители бесплатной музыки занимаются этим не каждый день — так, согласно исследованию NPD Group, 56% пользователей этих служб за все время работы с ними скачали не более 100 файлов (и только 8% — больше тысячи). Значит, общее количество пользователей гораздо больше этих 4,4 млн.

Вот еще одна любопытная цифра: по данным уже упоминавшейся BigChampagne, две трети музыкальных записей на компьютерах жителей США (а общее количество этих записей — 7,5 млрд файлов) скачано из бесплатных сетей.

Особенно любопытно, что в ту неделю, когда RIAA начала наступление на конечных пользователей, трафик в файлообменных сетях вырос на 25%. Словно бы пользователи решили скачивать больше пиратских файлов назло музыкальным компаниям. Вот ведь допекли людей!

Хотя, может быть, пользователи просто решили скачать побольше музыки напоследок — опасаясь, что фалоообменные сети вовсе прикроют или их участников скоро начнут преследовать не сотнями, а миллионами.

Кстати, на мысль о распространенности бесплатного файлообмена среди подключенных к Интернету американцев наводят и данные опросов об отношении к пиратству. Как заявляет RIAA, 52% опрошенных поддерживают кампанию против аудиопиратов. Но по независимым данным, при этом 94% против наказания за пиратский обмен музыкой. Знаете, может быть, опрос RIAA и не очень сильно «скорректирован». Человеческая психология противоречива. Примерно такие же логические нестыковки показывали опросы об отношении к несунам (был такой термин для обозначения мелкого воровства на рабочем месте — даже ворами стеснялись назвать!) в Советском Союзе.

«Хорошо ли воровать?» — «Плохо, очень плохо». «Надо ли жестко наказывать несунов?» — «Нет, не надо». Потому что несунами были чуть ли не 100% населения, только многие стеснялись этого.

Аналитики давно уже указывают аудиокорпорациям на ошибочность их тактики. «Аудиоиндустрия сконцентрировалась на текущей цели — борьбе с пиратством и при этом упускает стратегические позиции, — считает Джош Бернов из Forrester. — Онлайновые поставки музыки по заказу — это будущее музыкального бизнеса. CD, DVD и другие материальные носители неизбежно отомрут».

Джон Барретт из Park Associated немного корректирует своего коллегу из Forrester. По его данным, только 20% пользователей цифровой музыки владеют портативными MP3 плеерами. Зато 80% владеют средствами записи компакт-дисков. То есть как носители музыки «сидюки» пока вовсе не отмирают. Просто их все реже покупают вместе с музыкой. Все чаще потребители скачивают музыку из Сети и сами составляют для себя подборы записей на компакт-дисках.

Тем временем в университете Беркли в Калифорнии плата за пользование коммерческими файлообменными сетями, по данным ZDnet, уже включена в стоимость проживания в общежитиях. Так проще: и студенты (во всяком случае американские) не обеднеют от десятка долларов в месяц, и RIAA, которая давно уже интересуется пиратством в университетских сетях, будет вести себя спокойнее.