Это очередной эпизод кампании ЕС по борьбе с исключительным монопольным положением Google на европейском рынке интернет-поиска. Европарламент уже выпустил директиву об отделении сервисов Google от поиска, а также ведет разбирательство по использованию монопольного положения на рынке Android, для чего привлек «Яндекс», который теряет партнеров среди производителей смартфонов на базе этой операционной системы под давлением американской корпорации.
Инициатором введения в ЕС так называемого «налога на Google» стала Германия, первая выпустившая подобный закон. Сейчас принцип, по которому любой производитель контента может потребовать с агрегатора оплату за использование своего контента, хотят распространить на весь Евросоюз. Эту идею продвигают Жан-Клод Юнкер, которого поддержала Ангела Меркель при избрании на пост главы Еврокомиссии, и Гюнтер Эттингер, еврокомиссар по цифровой экономике от Германии. В свою очередь, канцлера Германии поддерживает самая влиятельная европейская медиа-корпорация «Аксель Шпрингер».
В отличие от Испании, немецкий закон дает издателям право требовать оплату за использование своего контента, но не обязывает их делать это. «Аксель Шпрингер» и другие немецкие издательства уже фактически признали свое поражение в этом эпизоде, сняв требование по оплате Google'ом своего контента после драматического падения трафика после исключения их новостей из поисковой выдачи и новостного агрегатора. Однако Испания подходит к этому вопросу гораздо жестче: правообладатели не смогут отказаться от выплат, даже если захотят, поэтому Google News и опубликовали в своем блоге сообщение о закрытии, аргументировав это тем, что не получают рекламных доходов от этого сервиса.
Тут Google, конечно, лукавит: понятно, что новости увеличивают, в том числе, и монетезируемый трафик и сильнее привязывают европейских пользователей к сервисам американской корпорации. Для 90% европейцев Google является «единым окном» в интернет по умолчанию. Корпорация не один раз использовала «мягкие» меры, чтобы договориться с локальными издателями. Так, в Бельгии в конце 2012 года Google заключила с издателями многомиллионный рекламные контракты на покупку рекламы в релевантных публикациях, а во Франции в 2013 году ею был открыт фонд «для поддержки инициатив в области цифровых публикаций».
Однако Испания не боится последствий для пользователей и бизнеса. Предписание испанским интернет-провайдерам и платежным системам блокировать любые попытки пользователей воспользоваться сервисом такси Uber – тому подтверждение.
Ситуация сама по себе интересна: граждане и издатели поставлены в условия, когда им просто придется адаптироваться к новым условиям, и, возможно, опыт будет успешным, а локальные или другие зарубежные интернет-компании постепенно заменят Google для части пользователей, и смогут составить ему конкуренцию.
Западные журналисты списывают столь резкие шаги и отсутствие единой позиции по использованию новостей Google'ом у разных государств ЕС на общую несогласованность в Европе, однако может быть ответный ход немецких издателей и политиков и попытка найти управу на американские корпорации. Испания становится этакой правовой лабораторией Евросоюза.
В любом случае, этот кризис открывает новые возможности для других интернет-компаний и приведет к развитию интернет-технологий, способов взаимодействия между разными сферами бизнеса и более справедливому перераспределению доходов.