Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Уже в 2021 году: госуслуги для инвалидов переведут в онлайн-формат

Массовая цифровизация создаст новые рабочие места для людей с ограниченными возможностями

Прослушать новость
Остановить прослушивание
К концу 2021 года автоматическое установление и продление инвалидности станет нормой. Уже сейчас россиянам дистанционно назначают соцвыплаты, а также программы реабилитации. Благодаря цифровизации госпроцессов в рамках проекта «Цифровая экономика» вскоре почти все услуги для людей с ограниченными возможностями будут оказывать в онлайн-формате. Вместе с тем все больше отечественных IT-компаний подключают к тестированию продуктов незрячих россиян. Ускоренная цифровизация в будущем создаст еще больше рабочих мест для людей с проблемами здоровья.

Национальные проекты

В мае 2018 года президент Владимир Путин подписал утверждающий нацпроекты России указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Нацпроекты направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения уровня жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.

Указ Путина во многом указ развивает программы, начатые в 2014-2017 годах, но новые цели, поставленные перед кабмином, куда более амбициозны.

Всего же сформированы нацпроекты по таким стратегическим направлениям, как здравоохранение, образование, демография, культура, безопасные и качественные автодороги, жилье и городская среда, экология, наука, малое и среднее предпринимательство, цифровая экономика, производительность труда и поддержка занятости, международная кооперация и экспорт, комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Нацпроекты должны быть реализованы 31 декабря 2024 года.

В России живет более 200 тыс. людей, имеющих различные нарушения зрения, приведшие к инвалидности – порядка 105 тыс. из них не видят совсем.

В 2020 году вся страна столкнулась с ограничениями — необходимостью избегать скопления людей, отменой массовых мероприятий и удаленной работой.

Однако есть люди, которые живут так всю жизнь – из-за трудностей со здоровьем они ограничены в передвижениях, а также не могут полноценно пользоваться интернетом.

До недавнего времени им приходилось лично обращаться в органы власти, чтобы получить помощь от государства. Сейчас же в России устраняют несовершенство бюрократических процессов и оказывают услуги для инвалидов в онлайн-режиме и зачастую без заявлений.

Так, с помощью формирования Федерального реестра инвалидов — системы, которая содержит в себе наиболее полные сведения о таких гражданах — ежемесячная денежная выплата для людей с ограниченными возможностями с лета 2020 года стала назначаться автоматически.

На базе реестра также есть личный кабинет, который позволяет получать информацию о предусмотренной программе реабилитации, пенсионном обеспечении и положенных соцвыплатах. Там можно узнать о высокотехнологичной помощи и назначенных лекарствах.

Вместе с тем с января 2021 года Фонд социального страхования полностью переходит в онлайн-формат для индивидуальных программ реабилитации (ИПР) и абилитации, которые ранее выдавались в бумажном виде. Оцифровка услуги значительно сокращает срок ее оказания – выписка из ИПР направляется в организации, где проводится реабилитация, в течение трех дней после ее формирования.

Из-за пандемии в онлайн-формат перевели и оформление инвалидности — с 1 марта все проводится автоматически в порядке межведомственного взаимодействия. Дистанционный порядок уже продлили до 1 марта 2021 года, однако после того, как все лечебно-профилактические учреждения и органы соцэкспертизы перейдут на электронный документооборот, он станет постоянным. Ориентировочно это произойдет через год. Дистанционно статус инвалида получили уже 900 тыс. россиян, 260 тыс. из них были признаны инвалидами впервые.

С каждым годом все больше услуг оказываются в электронном формате, поэтому важно, чтобы онлайн-сервисы были адаптированы для всех категорий граждан — в том числе для инвалидов по зрению. Это задача – одна из главных в рамках нацпроекта «Цифровая экономика».

Все ресурсы, связанные с порталом Госуслуг, — сайт, мобильные версии для Android и iOS — получили наивысшую оценку в рамках исследования по проверке доступности сайтов для уязвимых групп россиян. Его проводила команда фонда «Искусство, наука и спорт» вместе с инклюзивным проектом Everland с декабря 2019 года по апрель 2020 года.

Эксперты проходили разные пользовательские сценарии: регистрировались, восстанавливали пароли, оформляли заказы. По итогам эксперимента доступность сервисов Госуслуг для всех устройств охарактеризовали как «практически идеальную».

Сервисам важно учитывать контрастность и несложные правила верстки для скринридеров – в частности обозначать заголовки и помечать иконки текстом. Если же на портале есть видео с важной информацией, оно должно быть сопровождено субтитрами.

Основные требования по адаптированию сайтов для людей с ограниченными возможностями прописаны в ГОСТ Р 52872-2019. Он не рассматривает индивидуальные аспекты онлайн-площадок, но провозглашает основные принципы того, как должна обеспечиваться доступность их контента.

«На прошлой неделе у меня сломался смартфон, и за один день без него я понял, насколько весь мой быт завязан на нем. Техника заменяет мне глаза уже буквально. Мне, к примеру, нравится с помощью сервисов «Яндекса» и камеры телефона решать, йогурт с каким именно вкусом взять из холодильника. Есть огромное количество разных приложений, которые упрощают жизнь, — это и доставки еды из магазина, и онлайн-банк. Смартфон сообщает мне время и погоду», — рассказывал «Ленте.ру» слепой программист Максим Спиридонов.

Готовых решений для каждой онлайн-платформы нет, поэтому поэтому программистам приходится самостоятельно искать решения, делающие их сайты доступными для незрячих. Некоторые ИТ-компании нанимают людей с ограниченными возможностями для проектирования и тестирования сайтов.

Так, с 2018 года в Сбербанке работает Павел Попко – несмотря на слепоту его опыт взаимодействия с информационным ресурсами для банка бесценен. Павел стал тестировщиком благодаря математическому образованию и релевантному опыту.

Незрячие специалисты есть и в Яндексе – вместе с тем компания также привлекает к тестированию своих продуктов самих пользователей, среди которой есть люди с проблемами со зрением. Такой проект помог приспособить под незрячую аудиторию карту и транспортные сервисы Яндекса.

«Зрячий тестировщик, который просто закрыл глаза и попробовал найти информацию на сайте с помощью скринридера, скорее всего, не сможет проверить все необходимое. Незрячие люди пользуются озвучивающими программами постоянно. Они знают, как должно быть, знают, на что обратить внимание», — отмечал в разговоре незрячий веб-разработчик Артем Плаксин в разговоре с порталом VC.ru.

Сотрудничество IT-компаний с такими организациями, как Всероссийское общество слепых, в будущем повысит доступность цифровых сервисов, а также создаст новые рабочие места для людей с инвалидностью. Это важно, так как ожидается, что к концу 2021 года практически все госуслуги будут оказываться в онлайн-формате.