— Насколько остро сегодня стоит проблема кибербуллинга? Какие главные препятствия в борьбе с этим явлением вы можете отметить?
Количество деструктивной информации за последнее время резко выросло. Мы говорим о том, что порядка 40 млн пользователей рунета находятся под влиянием деструктивного контента, из них 8,2 млн — аккаунты подростков. Тем временем в сообществах, посвященных кибербуллингу, находятся порядка 12 млн россиян на данный момент. Из них 2,5 млн – дети. Это разного рода сообщества, где рассказывается о кибербуллинге, о том, как можно издеваться над людьми. Есть группы, посвященные травле какого-то определенного человека.
Конечно, одна из самых острых проблем — это то, что платформы уделяют недостаточно внимания фильтрации такого рода контента. Соцсети, в основном иностранные, игнорируют существование этого вопроса.
Если бы они своевременно реагировали на жалобы, которые поступают от пользователей, ситуация не была бы такой критической.
— Создается впечатления, что издевательства из реальной жизни активно переходят в онлайн. Это так?
Действительно, грань между офлайном и онлайном в принципе стерлась. Поэтому, конечно, все те явления, которые были в обычной жизни: издевательства, травля, клевета, они все переносятся в соцсети, в мессенджеры, и там начинают активно развиваться.
— Мы привыкли считать, что молодое поколение чувствует себя в Сети, как рыба в воде, и просвещать стоит в основном старших. Однако кибербуллингу наиболее подвержены именно подростки. Как научить их самостоятельно противостоять цифровым угрозам?
В 2019 году Национальный центр помощи детям сделал отдельное учебное пособие по безопасному интернету для детей разных возрастов. И на основе этих учебных пособий мы проводим акцию «Месяц безопасного интернета». И когда мы проводим эти уроки, мы сталкиваемся с тем, что, хотя дети технически подкованы, легко используют любые гаджеты, они абсолютно не защищены от рисков и угроз, с которыми они могут столкнуться, используя интернет.
Я считаю, что уроки безопасного интернета должны стать частью образовательной программы, потому что цифровой мир – это наша реальность. Правилам поведения в нем, как и правилам дорожного движения, детей нужно обучить.
— Какие меры для борьбы с кибербуллингом должны быть предприняты?
Мы предложили ряд поправок в кодекс об административных правонарушениях. В частности, инициировали введение административной ответственности для тех лиц, которые не принимают меры по защите детей от травли в соцсетях. В данном случае мы имеем в виду, например, ситуацию, когда люди обращаются в полицию, а им отказывают в принятии заявления и отказывают в возбуждении уголовного дела.
Также нами был предложен ряд поправок в Уголовный кодекс РФ. В том числе введение отдельной статьи, посвященной травле и издевательствам над несовершеннолетними. Кроме того, призываем внести поправки в Федеральный закон «О защите детей», которые отнесут информацию, содержащую угрозы, шантаж, оскорбления, клевету и сведения, унижающие достоинство ребенка, к запрещенной к распространению.
— Соцсети активно внедряют различные механики для борьбы с деструктивным контентом, но очевидно, что они не работают так, как хотелось бы. В чем, на ваш взгляд, причина?
Основная причина в том, что у них нет такой обязанности. Конечно, у них есть возможность заниматься модерацией деструктивного контента. Но, как мы видим, на практике они не принимают усилий в этом направлении.
Я считаю, что они должны привлекаться к административной ответственности в виде достаточно крупных штрафов за неудаление подобного контента. Такая система успешно работает в зарубежных странах.
И, конечно, если мы привлечем соцсети к такой активной работе, ситуация улучшится.
— Какова роль государства в обеспечении безопасности детей в сети?
Роль государства состоит не только в изменении закона. Основная задача – наладить постоянный, полноценный диалог с соцсетями. Начать с ними общение о том, что существуют такие проблемы, привлечь их к активной работе по защите от распространения таких угроз. Задача государства также состоит в том, чтобы развивать профилактические программы, которые могли бы позволить побороть это явление.
Мы видим, что начинают появляться шаги в правильном направлении со стороны, например, Роскомнадзора. Мы их приветствуем и надеемся на то, что государство будет более активно заниматься обеспечением информационной безопасности людей.