Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Антимопонольная цифра 

Какие уроки нужно извлечь России из антимонопольных процессов против IT-гигантов в США

Прослушать новость
Остановить прослушивание
На этой неделе стало известно, что власти США подадут антимонопольный иск против Facebook. Федеральная торговая комиссия недовольна тем, как прошли сделки по приобретению гигантом Instagram и WhatsApp.

Все против всех

На прошлой неделе Минюст США подал иск к Google. К нему присоединились 11 штатов и еще семь объявили о готовности его поддержать. В этом случае правительство обвиняет Google в незаконной монополии на рынке интернет-поиска и рекламы.

«Коалиция за справедливость приложений», направленная против Apple, объединила более 40 разработчиков, и более 400 разнокалиберных компаний заявили о своей готовности присоединиться. Разработчики требуют более справедливых комиссий в AppStore: текущий их уровень не дает возможность приложениям получать прибыль и, следовательно, развиваться.

Новостей, раскрывающих новые нарушения ИТ-гигантов и следующие за ними обвинения в незаконной монополизации рынков, нарушении условии конкурентной борьбы, нарушении прав пользователей, становится все больше. Такое ощущение, что эйфория от возможностей, представляемых цифровыми платформами, сменяется на недовольство и опасения. Все больше регуляторов поддерживают мнения о том, что мировые гиганты — Facebook, Apple, Google, Amazon — пользуясь своими неограниченными возможностями, формируют рынок исключительно в собственных интересах и нарушают права потребителей и конкурентов.

Реалии российские

Россию также постепенно начинает накрывать волна антимонопольных разбирательств в цифровой экономике.

Самым первым кейсом можно считать дело «Яндекс» против Google в 2015 году. Более пяти лет назад «Яндекс» обвинил Google в том, что тот, пользуясь своим доминирующим положением, диктовал свои условия производителям мобильных устройств на базе Android. Больше всего «Яндекс» возмутило то, что Google запретил предустановку всех сервисов «Яндекса» на мобильных устройствах Fly, Explay и Prestigio. В тот раз дело закончилось победой «Яндекса».

Следующий яркий кейс - в августе этого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России признала Apple виновной в злоупотреблении доминирующим положением на рынке приложений. Apple ограничивала конкуренцию на рынке распространения приложений для мобильных устройств, функционирующих под управлением операционной системы iOS. Нарушение выразилось также в том, что Apple оставила за собой право отклонять и не допускать в App Store любое приложение стороннего разработчика, даже если оно соответствует всем требованиям. ФАС выдала предписание устранить нарушения.

Несмотря на то, что в деталях эти два дела отличаются, в их основе лежит одна общая проблема — неотрегулированность цифрового рынка. Развитие технологий существенно опережает развитие законодательства, в том числе антимонопольного.

Два года в России никак не могут принять «пятый антимонопольный пакет», он же «цифровой», который должен актуализировать антимонопольное законодательство с учетом развития технологий, появления интернет-площадок, поисковиков, онлайн-магазинов и тому подобного. Пакет поправок определяет критерии доминирующего положения на рынке: владение инфраструктурой и наличие «сетевого эффекта».

Под инфраструктурой понимается платформа, на которой взаимодействуют участники рынка и потребители. Новая редакция «пятого пакета» трактует «платформу» как транзакционную площадку, то есть место, где непосредственно осуществляются торговые операции и совершаются сделки. Таким образом, поисковики и социальные сети, являющиеся мощным инструментом продвижения бизнеса, совсем не попали под регулирование «пятого пакета» поправок.

«Сетевой эффект» отражает возрастающую ценность товара или услуги и для пользователя, и для поставщика в зависимости от других потребителей данного товара или услуги. Например, мессенджеры: чем больше в вашем кругу людей, пользующихся тем или иным мессенджером, тем больше вероятность, что вы также на него перейдете.

Самое неприятное в новой редакции «пятого пакета» это то, что рынок интернет-рекламы и рынок интернет-поиска вывелись из-под его определения.

Пока суть да дело

В августе этого года положено начало еще одному антимонопольному цифровому делу. Восемь интернет-компаний объединись в коалицию и подали обращение в ФАС. Они добиваются обеспечения условий справедливой конкуренции для всех интернет-игроков на рынке поиска.

Вкратце суть претензии: поиск «Яндекса» использует для продвижения только своих сервисов в выдаче особый формат — так называемые «колдунщики», недоступные для других игроков.

Доминирующий игрок, на долю которого приходится 60% рынка интернет-поиска, и при этом владеющий более 80 разнообразными сервисами: от продажи билетов и туров до показа фильмов, искусственно повышает видимость аффилированных с ним бизнесов в поисковой выдаче. Сервисы «Яндекса» получают более заметные места и привлекательный для пользователя формат выдачи: с интерактивными возможностями, фото, ценами.

И это несмотря на возможное меньшее соответствие или вовсе несоответствие запросам пользователя и подтверждённым поведенческим характеристикам посетителей сайтов. В результате конкуренты «Яндекса» теряют трафик, а также вынуждены увеличивать свои расходы на доступные им рекламные форматы.

Решение компании видят в том, чтобы дать доступ ко всем способам продвижения в поисковой системе на равных условиях для всех игроков рынка ИT-услуг.

Появились данные, что в России Google тестирует похожий на «колдунщики» формат, который «Яндекс» эксклюзивно использует для своих сервисов. Пока мы видим, что поведение «Яндекса» гораздо жёстче он никого не пускает в свои «колдунщики», а попытки бизнес-сообщества два года назад решить этот вопрос не увенчались успехом.

Тогда «Яндекс» предложил новый формат, визуально напоминающий «колдунщики», но находящийся в блоке рекламной выдачи. Однако «колдунщики» сервисов «Яндекса» продолжали бы зачастую оставаться в органической выдаче, то есть на самом верху страницы с результатами поиска. Согласно многочисленным исследованиям, чем выше ссылка на ресурс в поисковой выдаче, тем больше внимания и трафика она собирает, а это напрямую связано с выручкой бизнеса. В результате, предложение «Яндекса» по-прежнему не обеспечивало всем участникам рынка равные возможности конкуренции.

А что же ФАС?

Федеральная антимонопольная служба, особенно на цифровых рынках, стоит на страже интересов российских компаний. Это мы видели в упомянутых выше кейсах «Яндекс» против Google, Apple и др. ФАС признавала международные компании доминирующими игроками, а их действия — ущемляющими интересы российских игроков и нарушающими правила честной конкуренции.

В деле «ИТ-коалиция против «Яндекса»», решение по которому регулятор должен вынести в ближайшее время, откровенных иностранцев нет. При этом против «российского Google» выступили целый ряд относительно крупных компаний.

Ключевым представляется тот факт, как именно ФАС определит рынок и границы рынка, что позволит сделать вывод о доминирующем положении «Яндекса» на рынке. Если же ФАС найдет нарушения в действиях «Яндекса», это станет новой страницей в развитии всей российской интернет-отрасли.