Газета.Ru в Telegram

Преступник поневоле: раскрыта новая схема мошенничества

Новое мошенничество с картами делает жертву соучастником преступления

Стало известно о новом способе обмана владельцев банковских карт, который может сделать жертву соучастником преступления. В чем смысл этой схемы, кто находится в группе риска и что делать, если на ваш счет поступила крупная сумма денег, — в материале «Газеты.Ru».

Все чаще встречается новая схема мошенничества с банковскими картами, в которой вы не теряете деньги, но можете оказаться на скамье подсудимых, сообщили «Газете.Ru» в компании Infosecurity a Softline Company, занимающейся проблемами кибербезопасности.  

До недавнего времени одним из распространенных способов мошенничества была ситуация, когда человеку приходило SMS-сообщение с информацией о якобы поступивших на счет карты или телефона средствах, после чего на смартфон поступал звонок с просьбой вернуть зачисленные по ошибке деньги. Проверить честность звонящего было несложно: анализ операций в онлайн-банке или личном кабинете мобильного оператора показывал, что сумма на счете не изменилась, после чего можно было моментально отказать звонившему.

Однако в социальных сетях начала распространяться информация о всплеске новой волны мошенничества с переводами.

Это работает следующим образом — на ваш счет поступает реальная сумма, часто довольно существенная, например, 80 и более тысяч рублей.

Через несколько минут вам звонит злоумышленник с просьбой вернуть отправленные по ошибке деньги. При этом он диктует номер своей карты, с которой якобы был совершен перевод — в расчете на то, что сопоставлять данные вы не станете.

«Порядочные люди, как правило, соглашаются вернуть средства на продиктованный номер карты, в ответ на что собеседник рассыпается в благодарностях и предлагает оставить себе небольшую часть (например, 10 тысяч) «за беспокойство» — эта уловка достаточно действенная. В реальности вы оказываетесь соучастником преступления, так как зачастую звонит вам мошенник, который занимается продажей в интернете несуществующих товаров», — рассказывает директор по стратегическим коммуникациям Infosecurity a Softline Company Александр Дворянский.

Дело в том, что накануне злоумышленник пообещал некому покупателю фейковый товар, продиктовав ему номер вашей карты для оплаты. Покупатель, не получивший товар после оплаты, идет в полицию писать заявление и указывает в нем вашу карту, так как уверен, что обманули его именно вы. В день покупки на карте будет зафиксировано поступление и перевод средств — таким образом, доказать свою непричастность к преступлению будет достаточно сложно.

Злоумышленник при этом остается с деньгами, полученными от покупателя, которые перевели ему вы, став третьим звеном в мошеннической цепочке.

Откуда же в руках мошенников оказываются номер вашей карты и мобильного телефона? С большой долей вероятности они были куплены ими напрямую у сотрудников банка или на специализированных форумах в даркнете.

Утечки данных из финансовых организаций — далеко не редкость. В октябре был опубликован отчет Банка России о работе Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ), где было раскрыто официальное число утечек персональных данных. По данным ЦБ РФ за первую половину прошлого года было обнаружено порядка 13 тысяч предложений о покупке или продаже баз данных, и в 12% случаев речь шла о базах кредитно-финансовых организаций.

«Стоит оговориться, что чаще всего это данные микрокредитных организаций и удаленных «точек кредитования» в торговых центрах, так как они не всегда обеспечивают должный уровень безопасности при хранении данных своих клиентов.

Однако в конце 2019 года стало известно сразу о нескольких инцидентах утечек в крупных банках.

Впрочем, не обязательно виноват ваш банк. Нередко люди самостоятельно публикуют номер мобильного или даже номера банковских карт в социальных сетях и на форумах. Осторожными следует быть также с покупками в интернет-магазинах, которые не всегда могут обеспечить должный уровень защиты персональных данных, что ведет к утечкам персональных данных. Для онлайн-покупок лучше всего завести отдельную карту», — рекомендует Дворянский.

Если вам звонит неизвестный с просьбой вернуть ему на счет зачисленную по ошибке сумму денег, разумнее всего будет не пытаться самостоятельно уладить вопрос, а позвонить в банк и попросить вернуть деньги отправителю, советует эксперт. Если же ошибка уже совершена и деньги отправлены мошеннику, необходимо собрать все доказательства того факта, что вас ввели в заблуждение. Для этого нужно обратиться в свой банк с заявлением о факте мошенничества, приложить скриншоты сообщений, относящихся к инциденту, записать номер мобильного и номер карты, продиктованный злоумышленником. 

Новости и материалы
Армия Израиля представила план эвакуации жителей из сектора Газа
Условия МОК по допуску России на Игры назвали противоречащими законодательству
В Подмосковье ликвидировали открытое горение на складе
Силуанов заявил о болезненности происходящих в мировой экономике глобальных сдвигов
В Испании рассказали детали аренды Кузьминовым квартиры
Нижняя палата парламента Белоруссии избрана в полном составе
Слуцкого после первой победы в Китае назвали тренером, способным создать команду
Правительство поддержало появление гибридных колоний
Лидеру ЦСКА посоветовали уйти из команды ради собственного роста
Глава Администрации Лукашенко избран депутатом парламента
Депутат Госдумы назвал «форменным нацизмом» угрозы главы ГУР Буданова в отношении Крыма
В России к 2050 году может появиться боевой самолет шестого поколения
В Сочи прошел гала-концерт закрытия XVII Зимнего международного фестиваля искусств Башмета
Экс-защитник «Спартака» заявил, что уровень футбола в России ниже, чем в Сербии
Армянская церковь не поддержала принятия новой Конституции Армении
Передача Малкина помогла «Питтсбургу» справиться с «Филадельфией»
Человека зажало в грузовике при аварии в Москве
Россиянам рассказали, каким должен быть здоровый ужин
Все новости