Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Не «Аллё»?

Заметит ли рынок «Сибрус», «Аллё» и другие российские мессенджеры

Валерий Шарифулин/ТАСС
Разговоры о необходимости создания надежного отечественного мессенджера активно ведутся последние пару лет. Инициатива гармонично вписывается в концепцию импортозамещения, а случаи со взломом популярных сервисов только подогревают обсуждения о разработке более защищенных приложений. «Газета.Ru» рассмотрела, какие решения уже представлены на отечественном рынке и насколько они востребованы.

В серьезных корпорациях коммуникации осуществляются за счет собственных систем связи и профессионального оборудования, но на российском рынке отсутствуют удобные, простые и при этом безопасные инструменты для общения сотрудников. Данную нишу решила занять компания «Киберника», представившая в начале весны продукт «Сибрус».

По словам разработчиков, их продукт — это защищенная платформа для корпоративной связи, предоставляющая пользователям возможность обмениваться сообщениями, пересылать файлы, создавать чаты и совершать аудио- и видеозвонки. «Сибрус» включает в себя также менеджер задач и календарь, чтобы ставить задачи сотрудникам. В общем, все то, что уже давно умеют делать разнообразные зарубежные аналоги. Ключевое же отличие состоит в том, что «Сибрус» не хранит переданные данные на удаленном сервере.

Как поясняют в Softline, которая протестировала решение и поделилась своим опытом с «Газетой.Ru», единственным владельцем и оператором информации является предприятие, запустившее «Сибрус» на собственных мощностях.

Сотрудник компании не может сам себе зарегистрировать профиль в сервисе: пользовательские аккаунты заводят IT-специалисты. У них же есть возможность сброса паролей, блокировки устройств, а в случае увольнения сотрудника можно удалить все данные, полученные из мессенджера и сохраненные в его устройстве.

«Сибрус» поставляется в трех версиях — «Офис», «Предприятие» и «Корпорация». Стоимость начинается от 400 руб. в месяц за одного подключенного сотрудника. В цену также входят пакет серверного ПО и полный набор клиентских приложений — под Windows, Mac OS X, Linux, Android и iOS. При написании данной заметки удалось обнаружить приложение в Google Play. В App Store же оно отсутствовало. 
На официальном сайте проекта говорится, что опробовать решение можно бесплатно в течение 14 дней.

«На рынке не существовало мессенджера, который был бы создан в России, являлся бы достаточно безопасным и имел бы возможность развертывания на мощностях компании-заказчика без использования внешних серверов и облаков»,

— рассказал Антон Афанасьев, руководитель направления прикладных решений по информационной безопасности компании Softline.

В компании полагают, что спрос на аналогичные продукты на рынке есть и будет расти, если о разработке узнает больше российских компаний, которым нужно решение, обладающее совокупностью вышеперечисленных факторов. Применение «Сибруса», как считают в Softline, будет оправданно для организации защищенных коммуникаций для служб собственной безопасности или служб внутреннего контроля. Также продукт, скорее всего, будет интересен в рамках проектов по внедрению объединенных коммуникаций в государственных организациях и компаниях со строгой ИБ-политикой.

Не витает в облаках

Эксперт по просьбе «Газеты.Ru» сравнил «Сибрус» с самым популярным в мире мессенджером WhatsApp. «При использовании облачных сервисов пользователи никак не защищены от автоматизированной проверки. То есть их трафик и все данные поступают на сервера разработчика для анализа на содержание вирусов и спама. Часто компании не приветствуют увод трафика в сторону», — рассказал собеседник издания.

При передаче конфиденциальной информации через WhatsApp или его аналоги, ориентированные на массового пользователя, возникают определенные риски. Несмотря на привязку приложения к мобильному номеру, нельзя быть уверенным в том, что по ту сторону находится нужный вам собеседник. Мобильный телефон можно зарегистрировать на другого человека или просто украсть его.

«Есть много случаев, когда люди приходили в салоны сотовой связи, брали по подложным документам дубликаты SIM-карт, проходили авторизацию в мессенджере и запрашивали восстановление паролей»,

— напомнил эксперт.

В апреле директор по развитию и один из учредителей компании «Киберника» Владимир Пивоваров сообщил в СМИ, что тестированием «Сибруса» уже около года занимается РЖД. В пресс-службе компании «Газете.Ru» ответили, что ничего не знают об использовании мессенджера, и предположили, что он тестируется на одном из дочерних предприятий РЖД.

К пилотному проекту, по словам Пивоварова, подключилась «Почта России». Ранее руководитель отдела информационной безопасности ведомства Максим Марков рассказал, что у «Почты России» есть планы по внедрению защищенного мессенджера и даже заложен бюджет на этот год. На запрос «Газеты.Ru» в компании не ответили.

Сейчас «Киберника» ждет включения своего продукта в реестр отечественного программного обеспечения, который был запущен 1 января 2016 года. На момент написания данного материала «Сибрус» в этом перечне отсутствовал.

В целом разработчик рассчитывает на спрос со стороны компаний с госучастием и помощь государства в продвижении продукта. Директор по коммуникациям «Сибруса» Евгений Шкель заявлял, что рассматривается вариант передачи доли около 30% государству в обмен на возможность проведения полноценного пилотного проекта в крупной корпорации, который бы проходил под наблюдением ведомств.


По словам министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, сейчас в бюджете не предусмотрены средства на государственный мессенджер.

Однако компанией, которая подхватила коммуникационный тренд, стал «Ростелеком», чью инициативу окрестили «аналогом Skype». О подобных планах госоператор заявлял еще в 2014 году, объявив тендер стоимостью 70 млн руб. на создание мессенджера. Позднее компания отказалась от своих планов.

Сейчас же «Ростелеком» собирается запустить продукт, получивший название «Аллё». Согласно данным, размещенным на портале госзакупок, дизайном и разработкой мобильного приложения за 3,5 млн руб. займется АО «Рестрим» — дочернее предприятие ПАО «Ростелеком». Предыдущий тендер — на разработку программного обеспечения — выиграла компания «Светец» почти за 44 млн руб.

«Называть наш проект мессенджером не совсем корректно — это ОТТ-коммуникатор. Для нашей компании это как сервис «мультискрин» для телевидения — расширение возможностей стационарного телефона на любые абонентские устройства»,

— объяснил «Газете.Ru» представитель «Ростелекома» Валерий Костарев.

Особенность «Аллё», по его словам, состоит в выделении номера городского телефона. Костарев добавил, что запуск проекта планируется во второй половине 2016 года. Продукт нацелен на массовый сегмент — не только клиентов «Ростелекома», но и других операторов связи.

На госслужбе

Министр связи на прошлой неделе отметил, что использование иностранных мессенджеров, несмотря на заявленные разработчиками безопасные протоколы и наличие шифрования, может быть связано только с передачей открытой информации. В случае с рабочими сведениями, по мнению главы Минкомсвязи, это как минимум может являться нарушением служебных инструкций, а как максимум повлечь за собой уголовное дело. Например, за разглашение гостайны.

По данным компании InfoWatch, в 2015 году Россия заняла второе место по числу известных утечек. В исследуемый период зарегистрировано 118 случаев утечки конфиденциальной информации из российских компаний и государственных организаций.

При этом число «российских» утечек по сравнению с данными 2014 года сократилось на 28,1%. Около 45% приходится на сеть (облака), 7,5% — на электронную почту, на мессенджеры же пришлось меньше 1%. Несмотря на небогатую статистику, такие случаи могут повлечь серьезные последствия и большие денежные потери.

Инициативу по созданию национального мессенджера, которым смогут воспользоваться чиновники, прорабатывают Институт развития интернета и Mail.Ru Group. Последняя в 2010 году стала владельцем ICQ. «Аська» так и не стала по-настоящему российской в умах пользователей. За своего представители госструктур и игроки отрасли не считают и Telegram Павла Дурова, который не раз говорил о защищенности приложения благодаря системе шифрования и функции самоуничтожения сообщений. Впрочем, как показали недавние события, и на Telegram найдется свой способ взлома.


«Цель создания такого мессенджера понятна, и создать его в России вполне реально. Хорошим примером является тот же Telegram — защищенный и функциональный. Однако главный вопрос состоит в том, насколько данная разработка будет удобна для конечных пользователей, то есть чиновников. Ведь несмотря на предписание решать рабочие вопросы по корпоративной почте, в СМИ регулярно появляются новости об утечке рабочей переписки чиновников в результате взлома их личных почтовых ящиков»,

— рассказал «Газете.Ru» руководитель продуктового направления компании InfoWatch Андрей Арефьев.


На днях стало известно, что к гонке по созданию отечественного мессенджера подключился и Сбербанк, который анонсировал свои планы в рамках конференции Finovate в Сан-Хосе. Ожидается, что сервис будет функционировать на базе «Сбербанка Онлайн».

Мессенджер должен стать не только инструментом для общения обычных пользователей, но и платформой для бизнеса. Пока Сбербанк не раскрывает подробности, пообещав, что бета-тестирование сервиса состоится в августе этого года.