онлайн-табло
Вчера
Сегодня
Завтра
Развернуть
Гандбол / Чемпионат Европы — 2018
Испания / Примера
Франция / Лига 1
Италия / Серия А

Перспективы глобальных букмекеров в России и болезни роста

Генеральный директор ООО «Диджитал Беттинг» Дмитрий Сергеев bwin
Генеральный директор ООО «Диджитал Беттинг» Дмитрий Сергеев

Появление интерактивных ставок в России

Первая интерактивная ставка в России была сделана 15 февраля 2016 года. В этот день начал свою работу Первый ЦУПИС (Центра учета переводов интерактивных ставок). До этого игроки из России совершали онлайн-ставки только у офшорных букмекеров, которые находятся вне зоны российского законодательства. ЦУПИС выполняет роль посредника между игроком и букмекерской компанией, осуществляя учет денежных средств в обе стороны. Необходимость в подобном посреднике была продиктована потребностью государства в контроле рынка интерактивных ставок.

Реклама

Приблизительно в одно время с запуском ЦУПИС началась активная борьба с сайтами офшорных нелегальных букмекеров, процветавших в России до недавнего времени. Теперь домены этих операторов оперативно блокируются.

А в скором времени, по имеющейся у нас информации, будет принят закон, согласно которому российские банки и платежные системы не смогут осуществлять денежные переводы между игроками и офшорными букмекерами. И это уже куда более серьезный шаг в отношении нелегального рынка.

Как следствие, мы наконец имеем регулируемый рынок интерактивных ставок, который продолжает развиваться и еще более надежно защищен от нелегальных игроков. И пришло время глобальных игроков — рынком впервые заинтересовались иностранные букмекеры. В иной ситуации их приход был бы невозможен.

Законодательство

Почему же иностранных брендов не было раньше? Ситуация долгое время не менялась ввиду отсутствия развития легального рынка ставок в России. Законы где-то были откровенно криво написаны, где-то менялись, зачастую кардинально, в какие-то моменты отрасль вообще не регулировалась. Понятно, что в такой ситуации о цивилизованном выходе на российский рынок среди западных букмекеров речи не шло.

В последние годы ситуация улучшилась, и это нельзя не отметить. В регулировании наметился четкий вектор, законодатели начали вести диалог с букмекерами, обращаться за консультациями по ряду вопросов.

Что мы имеем на данный момент:

— запуск ЦУПИС;
— блокировки доменов офшорных букмекеров;
— разрешение букмекерам спонсировать футбольные клубы;
— возможность рекламироваться на стадионах, в спортивных трансляциях и СМИ;
— принятие в ближайшем будущем закона о запрете денежного оборота между российскими игроками и нелегальными букмекерами.

Проанализировав и отчасти спрогнозировав данную ситуацию, мы приступили к подготовке к запуску. По нашим прогнозам, ситуация будет и дальше меняться в лучшую сторону и для легальных букмекеров будут создаваться все более адекватные условия.

Перспективы глобальных игроков в России

По нашим данным, годовой объем российского рынка онлайн-беттинга составляет 140 млрд рублей, привлекательность его для международных игорных компаний понятна.

Bwin — глобальный букмекер, который начинает свою деятельность на территории России. Компания поддерживает ведущие европейские клубы, среди которых мадридский «Атлетико» и дортмундская «Боруссия», а также ряд других футбольных клубов. Если говорить о планах по работе с партнерами в России, то мы придерживаемся определенных критериев, но активно ведем работу в этом направлении.

Совершенно точно несколько крупных международных букмекеров, хорошо известных в том числе и в нашей стране, планируют выход на российский рынок. Кто-то уже в самом ближайшем будущем. Футбольным болельщикам хорошо известны эти компании.

Стереотипы

Стереотипы определенно мешают развитию букмекерского бизнеса. Возможно, для кого-то это станет неожиданностью, но букмекерские бренды с мировым именем не заинтересованы в клиентах с игорной зависимостью. Истории про проигранные квартиры, машины и состояния сильно бьют по имиджу как отдельно взятой компании, так и отрасли в целом.

Оптимальный клиент — человек, который воспринимает ставки не как способ заработка, а как один из вариантов досуга, получения эмоций. Когда человек идет в кинотеатр или на футбольный матч, он знает, что потратит определенную денежную сумму и получит удовольствие от просмотра, интересно проведет время. То же самое происходит и здесь. Беттинг — это ни в коем случае не способ заработка. Ставки — это эмоции, прежде всего. Ни один легальный и уважающий себя букмекер не станет размещать рекламу из серии «Надоело работать — сделай у нас ставку и разбогатеешь». Такой формат работы — банальный и далеко не самый умный способ выделиться у нелегальных операторов.

Дмитрий Сергеев

Генеральный директор ООО «Диджитал Беттинг»

Более 10 лет работает в группе компаний Rambler&Co, занимая различные должности в топ-менеджменте компании. В настоящее время занимает пост исполнительного директора по развитию ГК Rambler&Co

В 2005 году основал спортивный портал «Чемпионат.com», который на протяжении уже нескольких лет является ведущим электронным СМИ о спорте в России

С 2011 года регулярно включается в список лучших молодых медиаменеджеров России с рейтингом ААА, составляемый Odgers Berndtson при участии PwC

Является членом экспертного совета по спорту при Государственной Думе РФ

Ведь долгое время так и было — в сети в огромном количестве появлялись нелегальные компании, не утруждающие себя моральными аспектами и при этом грубо нарушающие закон о рекламе. У них не существовало клиентского сервиса как такового — они не проводили работу с игроками, не блокировали счета по запросу клиента в случае, если тот не мог справиться с игорной зависимостью самостоятельно.

Когда-то ситуация должна была поменяться. Рынок наконец-то начинает двигаться в правильном направлении.

Ответственная игра (responsible gaming)

Дословно термин «responsible gaming» переводится как «ответственная игра». Если упрощенно — это кодекс для игорных операторов для защиты клиентов от неконтролируемого азарта, лудомании. За пределами России это обязательный пункт для компаний, которые занимаются игорным бизнесом.

Если игрок не способен контролировать себя, он может потребовать от букмекера заблокировать свой счет на необходимый ему срок вплоть до пожизненного. И букмекер обязан будет эту просьбу выполнить. Более того, ответственные операторы отслеживают аномальные проигрыши и могут сами поинтересоваться у клиента, не нужна ли ему помощь.

Кроме этого, возможно предотвратить вовлечение в игру несовершеннолетних. Это происходит начиная от борьбы с рекламой, которая может быть рассчитана на данную возрастную аудиторию, заканчивая борьбой со счетами, доступ к которым могут получить не достигшие совершеннолетия.

Защита несовершеннолетних, защита от манипулирования ставками, а также борьба с лудоманией — ключевые аспекты философии ведущих мировых брендов и bwin в частности.

Причины отсутствия больших игроков на рынке

По ряду причин иностранные инвесторы пока относятся к российскому рынку настороженно. Это касается всех сфер. Причин здесь много. В частности, скажем так, подвижное и не всегда предсказуемое законодательство, про которое мы уже говорили.

Важный нюанс — глобальным мировым игрокам нужен положительный пример выхода на российский рынок и адаптации в его условиях. Мало кто хочет рисковать и быть первопроходцем. Все смотрят друг на друга со стороны и ожидают смелых решений от коллег по цеху. Наши планы весьма амбициозны — через три года мы планируем войти в топ-3 онлайн-сегмента беттинга и получить приблизительно 10% российского рынка. А также стать лидером в мобайле. Да, мы идем по непроторенному пути, но намерены получить преимущество перед теми, кто пойдет за нами. Мы уже будем на рынке, когда кто-то придет на него впервые.

Интерес государства

Повторюсь, годовой объем российского рынка онлайн-беттинга составляет 140 млрд рублей. До недавнего времени государство никак не контролировало эту отрасль — офшорные букмекеры, принимавшие онлайн-ставки, не платили налоги и не подчинялись российскому законодательству. Деньги российских игроков уходили на Каймановы острова или еще дальше. Можно прикинуть и посчитать, сколько в бюджет России ежегодно не поступало доходов. Чем больше легальных букмекеров будет появляться в стране — тем больше поступлений в бюджет получит государство.

Интерес игроков

Игроки, которые делают интерактивные ставки у легальных букмекеров, также получают ряд преимуществ. Клиенты легальных компаний защищены от «беспредела» букмекера. Играя у офшорных операторов, игрок намеренно делает это на свой страх и риск. Законодательно он никак не защищен. Букмекер в любой момент может в одностороннем порядке заблокировать счет или аннулировать ставку. И причин тут множество — игрока могут назвать «вилочником», «послегольщиком», сказать, что он ставил на договорной матч, либо просто запретить доступ к игре без объяснений. И, что удивительно, никаких рисков, кроме разве что репутационных, в таких случаях офшорный букмекер не несет. Подать в суд на зарегистрированную в офшоре компанию по понятным причинам не представляется возможным.

Если же игрок делает ставки у легального букмекера, имеющего лицензию ФНС и являющегося членом ЦУПИС, то он всегда может претендовать на соблюдение правил и при необходимости сможет обратиться в суд, чтобы отстоять свои права. До недавнего времени такая возможность существовала только у клиентов ППС (наземных пунктов приема ставок), которые в обязательном порядке регистрировались в России. Зачастую игрокам удавалось в суде доказать свою правоту. Теперь же аналогичные возможности получат клиенты, предпочитающие совершать ставки в интернете.

Также клиенту легального интерактивного букмекера не придется нести ответственность за незадекларированные доходы. Поиск зеркал, а также способов обхода блокировок сайтов офшорных букмекеров также сложно назвать комфортными условиями для ставок. И совсем скоро к ним прибавится еще и невозможность проведения денежных операций (пополнение счетов и вывода средств).

Интерес клубов и федераций

Спортивные федерации и клубы России также заинтересованы в появлении глобальных брендов. В марте 2017 года в России был принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов детско-юношеского спорта и субъектов профессионального спорта». Согласно закону букмекеры ежеквартально будут отчислять 5% дохода, но не менее 15 млн рублей, на развитие спорта тем федерациям, на события которых принимаются ставки. Причем количество ставок не имеет значения. Это могут быть сотни матчей в квартал, а может быть и один матч, на который оператор принимает ставки. Все равно соглашение букмекера с федерацией должно быть подписано.

В такой ситуации спортивные федерации России напрямую заинтересованы в увеличении количества легально работающих букмекеров в стране. Чем больше операторов — тем больше отчислений.

Теперь спортивные клубы имеют право размещать на своей форме, территории стадиона и медиаресурсах рекламу легальных букмекеров. Совсем недавно команды были лишены этого. Теперь же они получили уже как минимум с десяток потенциальных спонсоров. Что важно — частных спонсоров. Важно это потому, что проблема под названием «Как слезть с бюджетной иглы» остро стоит перед российским спортом. Частных клубов у нас в том же футболе единицы на общем фоне. И даже клубам РФПЛ не всегда удается найти себе, например, титульного спонсора. И это не говоря про низшие дивизионы, где клубы часто борются за выживание ввиду отсутствия прямых средств. В той же ФНЛ в новом сезоне будет выступать как минимум одна команда с титульным спонсором-букмекером.

Прогноз

Рынок онлайн-беттинга в России будет расти и принимать все более цивилизованные формы. Без этих изменений не было бы движения вперед. Игроки будут постепенно привыкать к тому, что играть у легального букмекера — это правильно, комфортно и безопасно.

Изменение ситуации позволит другим брендам с мировым именем приходить на российский рынок. Как следствие — количество игроков на рынке интерактивных ставок будет увеличиваться, уже за счет иностранных компаний с опытом работы и высоким уровнем доверия у игроков. Причем выиграют от этого все — игроки, государство и российский спорт.

Дмитрий Сергеев — генеральный директор ООО «Диджитал Беттинг» (bwin Россия)