«Русские всегда друг за друга горой»

Воспитанник школы «Салавата» удивил на этапе ЧМ по скоростному спуску на коньках

Райдер Владислав Кочуков стал лучшим из россиян на этапе чемпионата мира по скоростному спуску на коньках в финском Ювяскюля. После гонки воспитанник «Салавата Юлаева» рассказал, как совмещает спорт с работой строителем и почему выступает на трассе в свитере хоккейной сборной, а также сообщил, на что потратит самые высокие в карьере призовые.

На горнолыжном курорте Лааявуори, что в непосредственной близости от города Ювяскюля в центральной части Финляндии, прошел второй этап чемпионата мира по скоростному спуску на коньках Red Bull Crashed Ice (и третий этап, если учитывать также входящую в зачет «младшую» серию Riders Cup).

Это был редчайший случай, когда победа не досталась лучшему райдеру современности, действующему обладателю чемпионского титула американцу Кэмерону Наашу.

В финальном забеге его, а также еще одного представителя США Максвелла Данна обошел чемпион мира – 2015 канадец Скотт Кроксолл, который выиграл здесь и год назад. Возможно, Нааша сглазили составители посвященного ЧМ буклета на финском языке, отчего-то записавшие суперзвезду в… канадское подданство.

Если же серьезно, этап в Ювяскюля в очередной раз продемонстрировал гегемонию спортсменов из Северной Америки. В итоговой «пятнашке» — четыре канадца, четыре американца, два финна, по одному австрийцу, французу, чеху, эстонцу и шведу.

Как показали соревнования, в спорных ситуациях судьи склонны отдавать предпочтение более рейтинговым райдерам. Жертвой настоящего «произвола» в раунде 64 стал наш Андрей Антипов. Он уверенно шел по трассе в своем забеге, финишировав вровень с канадцем Диланом Мориарти.

Повтор эпизода на табло показал: конек россиянина пересек черту на мгновение раньше. Однако в следующую стадию почему-то квалифицировали канадца.

Подавать протест наши не стали — оказалось дорого. По правилам, за апелляцию нужно выложить €100. В случае ее удовлетворения залог возвращают. А нет — плакали денежки. Антипов посчитал это предприятие делом рискованным, тем более в бюджет сборной такие траты не заложены. Что ж, будем надеяться, в будущем наши райдеры учтут случившееся. Нельзя ведь давать кому бы то ни было ущемлять свои права.

Ювяскюля не случайно называют ядром финского образования. Турнир не остался без аудитории — 630-метровую трассу, проложенную по естественному склону и залитую грубовато, но симпатично, оккупировали школьники и студенты из местных учебных заведений. Хватало и взрослых, хотя цены на билеты по российским меркам кусались. Так, за проход компании из четырех человек требовалось отстегнуть €50.

В отличие от первого этапа Red Bull Crashed Ice в Марселе, где на треке вдвое короче, но более сложную в техническом плане квалификацию смогли миновать лишь двое наших, в Ювяскюля гонки на вылет начали четверо.

Герман Титов, как и Антипов, остался в своем квартете лишь третьим, пусть и очень старался. Лидер российской сборной Денис Новожилов благодаря падениям соперников взял стартовый барьер, но споткнулся на следующем. Лучшим из наших в этой ситуации стал Владислав Кочуков.

Показав лишь 62-е время на предварительной стадии, он выиграл свои забеги в раундах 64 и 32, отобравшись в четвертьфинал. В конкуренты ему достались будущий серебряный призер Данн, лучший юниор Мирко Лахти из Финляндии и сильнейший француз Тристан Дугердил.

Повторить достижение Дмитрия Мурлычкина, который накануне стал четвертым в юниорской категории, причем вполне мог и победить, у Кочукова не вышло. Однако свою порцию аплодисментов он получил. И теперь полон желания развить успех на следующих стартах. Результат уфимца в протоколе — 16-е место.

— Раньше я и в число 32 лучших не попадал, а теперь нахожусь среди 16 топ-райдеров. Повезло, — поведал Кочуков. — В первом забеге я хорошо сработал тактически. Заранее прикинул, как можно будет «отжать» того или иного соперника. Во втором выехал на прямых ногах, но упали соперники. Удалось их опередить и финишировать первым. А в третьем клюнул вперед, как говорят у нас, «нашел чирик». На поворотах меня выкидывало на борт, я не контролировал скорость.

Не сделал то есть работу над ошибками после предыдущего заезда, где было то же самое. Закончил я в стиле Майкла Джексона — лунной походкой.

— Нынешнее выступление — ваш предел?

— Мог пробиться и дальше, но в какой-то момент нога сказала: «Нет, не сегодня». В любом случае, я приобрел бесценный опыт, тем более что показал лишь 62-е время в квалификации.

— Надо полагать, каждый приезд на соревнования — еще и возможность опробовать настоящую трассу. В России ведь тренировать скоростной спуск пока негде, верно?

— Пытаемся находить выход: работаем в тренажерных залах, в скейт-парках. В моей родной Уфе, правда, зимой их нет. А летом устанавливаемые фигуры далеки от нужных.

Ну и игра в хоккей очень помогает, для многих из нас это базовый вид.

— Сколько же вы тренируетесь?

— Весной и летом — три раза в неделю. Понедельник, среда, пятница. А вот непосредственно перед стартами стараюсь заниматься еще чаще. И обязательно провожу много времени на льду.

— Спортивный путь вы начинали в школе «Салавата Юлаева». Кто-то из ваших товарищей пробился на уровень КХЛ?

— Из нашей команды 1992 года Артем Гареев играет за «Автомобилист», Ефим Гуркин — за «Ладу». Оба коренные уфимцы. Плюс еще несколько ребят на год старше и младше. Общаемся больше через соцсети, оставляем комментарии под фотографиями друг друга. Что делать, у всех занятость.

— Кто был лидером вашего состава?

— Гареев. Хороший, работящий игрок. Для меня неудивительно, что Артем на хорошем счету в лиге, а в конце декабря оформил свой первый хет-трик.

— А вашими делами они интересуются?

— Наш вид пока не на слуху в России, не имеет обширной болельщицкой базы. Удивляются, как я попал в такой экстрим. Кстати, предлагал некоторым приехать на отборочные состязания. Нет, отвечают, мы лучше будем в хоккей играть. А кто уже закончил, не хотят ничего, кроме основной работы.

— Для вас скоростной спуск больше хобби, развлечение или уже полноценная профессия?

— По специальности я строитель. Однако как бывший хоккеист не могу просто так отпустить лед и коньки. Знаете, я невероятно рад тому, что меня занесло в этот вид спорта.

На достигнутом останавливаться точно не собираюсь. Буду стараться доходить до главного финала.

— То есть одновременно со спортом вы еще и строите?

— Да, обеспечиваю себе поездки на соревнования. Когда отправляюсь, всегда беру отпуск.

— Работают все райдеры?

— Есть и такие, чья деятельность направлена исключительно на спорт. Они располагают спонсорами. Я им по-хорошему завидую. Было бы неплохо, если бы и сборной России кто-нибудь оплатил тренировочные сборы. Хотя бы недельки на две.

— 16-е место в Ювяскюля отбило затраты на «командировку»?

— Думаю, да. По €90 ушло на проживание и дорогу. А попадание в раунд 64 — это уже €300 (победитель этапа получает около €2,5 тыс. призовых, призеры — €2 тыс. и €1,5 тыс. — «Газета.Ru»). По-хорошему еще и телефон можно купить.

— В национальной команде собраны люди разного возраста, с разными интересами, из разных городов. Находите точки соприкосновения?

— Нормально общаемся, ведь представляем здесь не только себя, а целую страну, самую большую в мире. Это пусть другие показывают, что недружны. А мы, русские, всегда вместе. Друг за друга горой.

— Новожилов, Титов и Мурлычкин соревновались в форме сборной России по скоростному спуску. Вы же выступили в свитере хоккейной сборной. Почему?

— Его мне подарила моя девушка на день рождения. Перед поездкой на соревнования я сделал ей предложение. Грех было не надеть этот свитер!

Признаюсь, просил девушку и родителей, чтобы меня материли. Видимо, помогла наша русская традиция.

После трех состоявшихся этапов ЧМ (два Red Bull Crashed Ice и один Riders Cup) в общем зачете обозначилось троевластие: Нааш, Кроксолл и Данн набрали по 1600 очков и лидируют в чемпионской гонке. Лучший показатель из россиян у Новожилова — 245 баллов и 22-е место. Кочуков — 31-й (165,5).

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице зимних видов спорта, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».