Мы уже привыкли к тому, что каждый декабрь дарит Российской футбольной премьер-лиге нового президента. Согласно регламенту, руководитель РФПЛ избирается в конце календарного года и сохраняет свой пост до следующих выборов. Причем избираться может только руководитель футбольного клуба, выступающего в премьер-лиге, а решение о его назначении принимается его коллегами — руководителями остальных клубов РФПЛ.
Весь 2004 год лигой управлял президент ЦСКА Евгений Гинер. К слову, он был явно не против того, чтобы сохранить свои полномочия еще на год, однако так и не сумел создать какой-либо конкуренции гендиректору «Динамо» Юрию Заварзину.
Впрочем, обо всем по порядку.
Фактически на пост президента РФПЛ претендовали четыре кандидата.
И первым из них был, что вполне естественно, Гинер. Президент ЦСКА уже год совмещает работу в клубе с работой в РФПЛ, и сейчас можно с полной уверенностью сказать, что со своими обязанностями он не справился. Абстрагируясь от сугубо клубных дел, попытаемся взглянуть на деятельность лиги с точки зрения представителей средств массовой информации, работу с которыми лига решила построить, опираясь на принципы жесткой диктатуры. По сути говоря, конфликт между СМИ и лигой, которая обязала прессу подписывать рабское соглашение о сотрудничестве, стал одним из главных событий минувшего футбольного сезона. В итоге, как обычно бывает в подобных ситуациях, пострадали обе стороны, причем предпосылок к поиску точек соприкосновения не наблюдается до сих пор.
Еще одним проколом руководителя лиги стало назначение на пост гендиректора РФПЛ Татевоса Суринова, бизнесмена с весьма интересной, как выяснилось, репутацией. Напомним, что в октябре в отношении этого человека было возбуждено уголовное дело, следствие по которому ведется до сих пор. И это уж не говоря о целой череде судейских скандалов, апофеозом которых стала «битва при Раменском», вошедшая в анналы футбольных абсурдов.
Второй, гораздо более вероятной кандидатурой был Валерий Филатов, президент чемпиона страны — московского «Локомотива».
Его имя уже значилось в списках основных претендентов на пост президента РФПЛ в прошлом году. Кстати, тогда именно ему прочили эту должность. Но в результате ее занял Гинер. Впрочем, на этот раз Филатов еще перед голосованием сообщил, что желания возглавить РФПЛ у него нет. По словам президента «Локо», он не в восторге от идеи совмещения постов, так как работа в РФПЛ может повредить его клубу.
Третьим кандидатом был Владимир Алешин, председатель совета директоров «Торпедо». Многие руководители клубов отдали свои симпатии именно ему, но на деле осуществить этого не могли просто физически: Алешин априори выразил нежелание становиться президентом лиги.
Таким образом, оставался только один кандидат, претендующий на заветное кресло, — Юрий Заварзин. Гинер, будучи умным и расчетливым человеком, решил не портить свою и без того не слишком белую репутацию и снял свою кандидатуру с голосования. У него просто не было шансов. «Заварзин был единственным кандидатом, и руководители клубов приняли решение единогласно», — прокомментировал выборы пресс-атташе РФПЛ Георгий Черданцев.
Важный аспект предстоящей работы Заварзина — совмещение постов в лиге и клубе.
Конечно, можно много говорить о том, что и Гинер, и Мутко также прошли через это. Но все же нынешняя ситуация имеет свои нюансы. Дело в том, что «Динамо» грядущий сезон начнет практически с нуля — с новым тренером, с новой командой, с новым спонсором. Что, впрочем, не помешало клубу проинформировать о своих притязаниях на золотые медали. В связи с этим Заварзин, как гендиректор клуба, наверняка будет иметь много хлопот. «Сегодня Заварзин сам сказал, что он не в восторге от совмещения. Этот вопрос будет прорабатываться», — сообщил Черданцев.
Впрочем, пресс-атташе «Динамо» Александр Львов не сомневается, что в клубе ничего не изменится: «А что может измениться? Несомненно, пост президента РФПЛ прибавит Заварзину головной боли. Да, ему будет тяжело. Но президенты клубов знали, за кого голосуют. Я считаю, что Заварзин — одна из знаковых фигур в российском футболе. Думаю, он достоин подобной чести».