Сделать Газету.Ru своим источником в Яндекс.Новостях?
Нет, не хочу
Да, давайте

Феодальная раздробленность российского сноубординга

Сноуборд сам по себе жутко травматичен. Зато это едва ли не наиболее красивый вид спорта вообще. Хотя в полном смысле массовым для России сноубординг не назовешь, его придумали как будто специально для нашей страны.

Боль в пятой точке бывает не только у пассивных гомосексуалистов, видавших виды дальнобойщиков или стареющих парламентариев.

Страдают от нее еще и начинающие сноубордисты. Или сноубордеры. До гордого звания райдеров, как называют друг друга профессиональные «люди доски» у нас в стране, дослуживаются далеко не все.

На словах все просто: сначала учишься тормозить. Не в смысле долго думать над простыми вопросами, а останавливаться на доске при спуске. Затем пытаешься поворачивать - это требует уже большего искусства. Дальше одни продолжают совершенствовать свои навыки в этих видах, другие переходят на прыжки.

На практике - то же самое, плюс ужасная боль в тех частях тела, которые, по тем или иным причинам не удалось качественно защитить. А сложнее всего качественно защитить - сами знаете что.

Среди сноубордистов ходят целые анекдоты о том, кто и как решает проблему этой пикантной части тела. Кто-то пользуется специальными трусами для хоккейных судей, кто-то еще чем-то.

Впрочем, для опытных райдеров подобных проблем не существует. На тех скоростях, которые развивают профессионалы, куда больше нужно думать о защите собственной головы, нежели о чем-либо другом.

Как только чувствуешь, что голова тебя заботит больше всего остального, покупаешь шлем и можно подавать заявку на участие в соревнованиях, благо доступ к большинству из них свободный, то есть участие в них может принять любой, кто считает себя в состоянии преодолеть дистанцию или красиво прыгнуть.

Соревновательных цензов в сноубордических дисциплинах две: время, которое определяет быстроту прохода трассы и эстетика выполненного трюка, проще говоря, красота прыжка. На основе этих двух цензов формируются собственно основные дисциплины: бордер-кросс, слоп стайл, биг эйр, джиббинг, фрирайд.

Наиболее массовая из них - бордер-кросс, наиболее популярная - биг эйр. Разница между массовостью и популярностью в том, что первой занимается максимальное количество спортсменов, вторая аккумулирует максимальное зрительское внимание.

Чтобы выйти на старт соревнования по бордер-кроссу, достаточно уметь проходить до конца трассу, то есть иметь самый начальный уровень подготовки. В этом виде разрешены физические контакты, так что парочкой вовремя сделанных толчков можно заработать себе неплохие дивиденды. Кроме того никто из соперников не застрахован от падений. Принцип тише едешь - дальше будешь также вполне может здесь сработать.

Соревнования по биг эйру всегда гвоздь программы. Место наиболее перспективной дисциплины занимает, наверное, джиббинг. Уж больно красива и сложна эта дисциплина.

Другое дело, что нормальных джибберов сегодня не так уж и много. Однако сноуборд в России бурно развивается и буквально через год ситуация может радикальным образом измениться. Такое уже произошло, к примеру с биг эйром. Не так давно еще падения были наиболее частыми исходами прыжков в этой дисциплине. А на московском этапе Зимнего кубка падений как таковых практически не было.

Так что выражаясь историческим языком период образования первичной сноубордической цивилизации в стране уже позади. Есть свой стиль, своя культура, своя музыка. Есть люди, говоря о которых, подразумеваем сноубординг, и которых подразумеваем, произнося слово «сноубординг». Уже пошел второй этап.

Российский сноуборд сегодня переживает период феодальной раздробленности.

Фрирайдеры отделяются от фристайлеров, любители - от профессионалов, удачливые райдеры - от не столь успешных и, как обычно в России, Москва от регионов. В географическом смысле в стране несколько центров, сноубордического движения. Наряду с традиционными двумя столицами Москвой и Санкт-Петербургом есть еще Самара, Сочи и, конечно же, Камчатка.

Как и в большинстве других видов спорта, у Москвы есть кое-какое преимущество над остальными. И, опять же, как в других видах, соперники это преимущество активно оспаривают. Причем в нынешнем сезоне, как раз можно говорить о некоторой сдаче позиций со стороны москвичей.

К примеру, в первом соревновании из серии Зимнего кубка Men's Health два призовых места остались за представителями Петропавловска-Камчатского: Максимом Балаховским и Владимиром Гавриловым, а третью позицию занял райдер из Самары Артем Халявин. Зато в биг эйре все три первых места заняли москвичи (в порядке убывания): Владислав Пещеров, Дмитрий Фесенко и Федор Ширковский.

То есть Москва удерживает за собой более технически сложный фристайл, тогда как требующий лучшей физической подготовки фрирайд (равно как и бордер-кросс) ей не покоряется. При этом необходимо отметить, что, во всех смыслах, лидеры российского сноуборд-движения Дима «Таракан» Фесенко или Влад «Подшипник» Пещеров не принимают участия в соревнованиях по бордер-кроссу. Дело тут, по всей видимости, все в той же «физике». Особой мощью ни тот, ни другой не отличаются, так что контактное катание вряд ли будет их сильным местом. С последним утверждением, правда, можно поспорить, приведя в качестве аргумента то, что недостаток мощи можно компенсировать лучшим контролем доски и балансом. Но факт остается фактом: в отличие от слегка более внушительного по своим габаритам Романа «Акробата» Дырина, на бордер-кросс эти двое не заявлялись даже на московский этап Зимнего кубка.

Хотя, при определенном раскладе, «Акробат» мог принести Москве первое место в бордер-кроссе. В двух первых заездах финальной части он приходил первым со значительным перевесом. Однако его подвело досадное падение в четвертьфинале. В итоге финальный заезд выиграл Виктор Куликов из Тоштагола.

В биг эйре позиции москвичей были также под угрозой. В первой же попытке получает травму и выбывает победитель прошлого этапа «Подшипник». Крайне неудачно проводит свои первые прыжки «Таракан» Фесенко. Трюки он пытается выполнить достаточно сложные, но все время допускает мелкие неточности. Все оные, впрочем, «Таракан» перекрыл своим завершающим прыжком. Первое место явилось адекватной наградой за поворот на 900 градусов «свитчем». Кроме него, никто такой трюк выполнить даже не пытался.

Ставший вторым «Акробат» напротив провел весь турнир ровно, не испортив ни одной попытки, и занял второе место. А благодаря Максу Халину, даже несмотря на травму «Подшипника», три первых места остались за хозяевами площадки, столичными райдерами.

Феодальная раздробленность таким, образом, продолжается. Впереди еще три этапа Зимнего кубка Men's Health. Сумеет ли Москва сохранить за собой все призовые места во фристайле и не отдаст ли провинция ей выиграть что-либо во фрирайде?

Следующий этап пройдет с 21 по 23 февраля в Санкт-Петербурге.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть