Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Психолог предупредила родителей о негативных последствиях осуждения самостоятельности ребенка

Когда ребенок получает от родителей осуждение в ответ на свои инициативы, формируется паттерн, что он ни на что не способен. Так в детях взращиваются нерешительность и неуверенность в себе, которые переносятся во взрослую жизнь. Об этом «Газете.Ru» рассказала педагог-психолог и основательница детского монтессори-сада KIDCODES Юлия Коричнева.

По словам эксперта, с самого рождения в каждом человеке заложено желание познавать мир и когда ребенок, например, ломает игрушки или размазывает кашу по столу – он не хулиганит, а исследует окружающее пространство, получает свой собственный опыт. И здесь задача взрослых – направить любопытство ребенка в правильное русло, а не ограничить его желание познакомиться с тем, что находится вокруг и понять, как это работает.

«Поддерживать попытки детей делать что-то самостоятельно очень важно, ведь если на свою инициативу он получает осуждение, формируется паттерн, что он ни на что не способен. Так взращиваются немощность, нерешительность, неверие в свои силы, которые остаются с человеком на всю его жизнь», – предостерегла психолог.

Она отметила, что зачастую ограничения для детей обусловлены гиперопекой и желанием оградить их от ошибок: родители могут бояться, что ребенок сделает что-то неправильно, или могут считать, что он недостаточно зрелый для выполнения той или иной задачи.

«Однако дети способны справиться с большим, чем думают их родители, поэтому не стоит мешать им познавать этот мир и «набивать шишки». Это можно сделать, например, с помощью возложения на них соответствующих возрасту обязанностей и решений», – рекомендовала Юлия Коричнева.

Эксперт полагает, что предоставление детям «контролируемой свободы» может стать решением для развития самостоятельности, а также для формирования доверия родителей к малышу. Например, мамы и папы могут давать ребенку самостоятельный выбор: одежды в сад из 2-3 вариантов, спектакля или кино, на который они пойдут всей семьей и так далее. Также можно поставить ребенка и перед более осознанным выбором. Например, купить дешевую игрушку сейчас или через какое-то время приобрести ту, которая ему действительно понравилась, но стоит дороже. В таком случае ребенок будет видеть результаты своих решений, научится принимать их обдуманно.

«Не вмешивайтесь в мыслительный процесс малыша при его попытках что-либо сделать, не давайте советов, не навязывайте свое мнение и не пытайтесь сделать что-то за него, пока он сам не попросит помощи. Конечно, если действия или результаты действий малыша не угрожают его жизни и здоровью, а также безопасности других детей», – посоветовала педагог.

Также Коричнева добавила, что для формирования самостоятельности очень важно привлекать детей к домашним делам даже в малом возрасте. Это поможет ребенку научиться брать на себя ответственность и формировать уверенность в своих силах и действиях.

«Детям очень нравится участвовать в домашних делах, главное – начать им их доверять. Это может быть помощь в поливе цветов, приготовление несложных блюд совместно или под присмотром родителей и так далее Естественно, выбор домашнего дела зависит от возраста, но даже совсем маленькие дети с удовольствием месят тесто, попутно развивая мелкую моторику», – заключила эксперт.

Ранее детский психолог объяснила, с какого возраста можно отпускать ребенка гулять без присмотра.

Загрузка