Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Психолог Самбурский объяснил, как сказки могут навредить детской психике

Психолог дал советы родителям, как читать детям сказки, не навредив их психике

Когда детям читают сказки, они часто отождествляют себя с их персонажами и проносят эти образы через всю жизнь. При этом они запоминают не всю сказку, а только наиболее поразившие их эпизоды, что может привести к травматизации отрицательно сказаться на психике и будущем. Об этом «Газете.Ru» рассказал клинический психолог Станислав Самбурский.

По словам эксперта, при работе со взрослыми клиентами удается обнаружить сказку, которая запала им душу еще в детстве, а затем определила весь их жизненный путь.

«Прочитанные в детстве сказки часто становятся неким алгоритмом, по которому человек живет, ориентируясь на который принимает решения и действует в реальных жизненных ситуациях. При этом подсознательное «пристрастие» к сказкам или конкретным персонажам может мешать или наоборот помогать человеку во взрослой жизни, ведь каждый читает и понимает сказку по-своему, поэтому и «выхлоп» всегда разный», – сообщил клинический психолог.

Он отметил, что чаще всего взрослые вспоминают не всю сказку, а лишь эпизод или деталь, которая их поразила. Одно и то же произведение может как позитивно, так и негативно влиять на психику.

«Одна клиентка рассказала, что с детства помнит сценку из сказки про гадкого утенка. Будучи ребенком, она переживала, что его хотел заклевать весь скотный двор. 4-летняя девочка настолько прочувствовала отверженность героя, что, повзрослев, с трудом может общаться с людьми. Даже минимальный разговор в лифте с коллегами из другого отдела для нее – серьезное испытание», – рассказал Станислав Самбурский.

Однако, по его словам, та же книжка часто становится и сценарием успешных людей. А разница заключается в восприятии эпизодов.

Он отметил, что дети воспринимают сказки и описанные ситуации буквально, а задача родителей — объяснить, кто из героев делает правильно, а кто поступает плохо и почему, рассказывать, как стоит себя вести в различных ситуациях и избегать черно-белой оценки любой ситуации.

«Не стоит бояться сказок – они нужны детям, но, чтобы они приносили пользу, важно учесть два простых правила. Первое: сказок должно быть много и с разнообразными сюжетами, так картина мира ребенка будет яркой. Второе: нужно устраивать семейные чтения, в которых родитель сможет объяснить то, что может напугать, опечалить и взволновать ребенка. Кроме того, общий опыт остается навсегда, а совместное чтение сказок отличная возможность сделать контакт родителей с детьми еще более прочным», – констатировал эксперт.

Также он посоветовал родителям выделять персонажей, чей пример кажется им положительным, и заострять внимание на тех моментах в книге, которые являются наиболее важным для воспитания и примера.

«Позже вы можете вернуться к этим моментам и обсудить их еще раз, дав возможность ребенку порассуждать. Вы можете играть с детьми в любимые сказки или разобрать сказку на роли, устроить домашний спектакль – это все ребенок будет делать с довольствием. Дети гораздо больше ценят время, проведенное с родителями, чем проведенное наедине с самими собой», – заключил психолог Самбурский.

Ранее стало известно, что россияне в 5 раз чаще стали обращаться к психологам и психотерапевтам в телемедицине.

Поделиться:
Загрузка