Мосгордума в среду приняла в окончательном чтении бюджет столицы на 2013 год

Мосгордума в среду приняла в окончательном чтении бюджет столицы на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. Ожидаемые доходы городской казны должны составить 1,495 трлн рублей (с ростом на 8% по отношению к нынешнему году). Расходную часть бюджета решено увеличить на 5,3% по отношению к уточненному бюджету текущего года, она составит 1,695 трлн рублей. Дефицит бюджета останется на уровне 2012 года — 200,4 млрд рублей.

По словам руководителя столичного департамента финансов Веры Чистовой, при подготовке проекта бюджета учитывался прогноз роста в следующем году валового регионального продукта на 4%, при инфляции в 5%. Столичные власти рассчитывают, что налоговые доходы вырастут на 9%. При этом, на те же 9% снизятся доходы не налоговые. Предполагается, что бюджетные инвестиции в 2013 году составят 461,4 млрд рублей, резервный фонд казны – около 19 млрд рублей.

Бюджет города сверстан по программно-целевому принципу, напомнил председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов. При этом, по его словам, по всем приоритетным направлением планируется увеличение расходов. «Расходы на социальную сферу находятся на самом высоком уровне за последние годы и составляют 336,2 млрд рублей, что на 5,2 млрд рублей больше, чем в 2012 году», — заявил он. Кроме итого, как отметил Антонов, расходы на государственную программу развития транспортной системы вырастут на 31,1 млрд рублей по отношению к текущему году, по программе «Жилище» — на 23,4 млрд рублей, на развитие ЖКХ — на 4,9 млрд рублей, на госпрограмму «Столичное здравоохранение» — на 2,5 млрд рублей, «Столичное образование» — на 351 млн рублей, «Культура Москвы» — на 1,6 млрд рублей. Расходы на доплаты неработающим пенсионерам вырастут на 5,7%, на льготные лекарства — на 6,9%, на выплаты ежемесячных пособий на детей — на 6,8% . Рост реальной заработной платы в следующем году, предусмотренный в бюджете составляет 6,2%.

К третьему чтению законопроекта было подано 28 депутатских поправок, в основном от фракции КПРФ. По словам Чистовой, часть содержавшихся в поправках предложений была ею учтена в редакторских поправках. При этом, депутатские поправки были отклонены. Как объяснила чиновница: они не были сбалансированы, и в них не указывалось на конкретные разделы бюджетных расходов, по которым объем финансирования должен быть уменьшен. В частности, одной из поправок фракции КПРФ предлагалось увеличить отдельные государственные программы города (на социальную и жилищную сферу, а также в области энергосбережения) в целом на 64 млрд рублей, что предполагало соответственное уменьшения расходов на другие цели. Однако эти поправки оказались «не сбалансированы по каждому году отдельно, как того требует Бюджетный Кодекс РФ».

Кроме того, мэрию не заинтересовала поправка фракции КПРФ к проекту бюджета планового 2015 года, касающаяся расходов на проведение выборов мэра, так как тогда заканчиваются полномочия Сергея Собянина. По словам руководителя фракции Андрея Клычкова, «нельзя откладывать более, чем трехкратное увеличен на выборы на потом, надо сразу запланировать эти средства». Отклонив поправку, Чистова пообещала вернуться теме выборов «в следующем бюджетном цикле».

В итоге бюджет был принят большинством голосов, коммунисты голосовали против. По словам Клычкова, фракция не смогла поддержать «неэффективные административные и недостаточные социальные расходы». По словам Клычкова, заявляя о росте соцгарантий, в мэрии не договаривают, что дополнительные суммы пойдут на присоединенные территории. «В трехлетнем проекте бюджета нет роста соцгарантий, — заявил он. — Если не считать замену 750 рублей пособия на 800 рублей, которое вы называете опережающей индексацией».

По его оценке, при нынешнем уровне финансирования капитального ремонта жилья, заявленные цели могут быть выполнены в лучшем случае за 25 лет. При этом, коммунисты указывают на резерв в 100 млрд рублей выпадающих доходов за счет предоставляемых коммерческим структурам арендных и иных льгот. Кроме того, по словам Клычкова, «через бюджет» в Москве расплодились ничего не создающие и неэффективные административные организации, на содержание которых выделяются большие средства.

В ходе обсуждения проекта бюджета депутат Михаил Москвин-Тарханов вновь поднял больной вопрос — о выпадающих доходах Москвы. «Конечно, хочется расширить социальную поддержку, но проблемы не в расходной части бюджета, а в доходной, — отметил он. — Приходится жить по средствам, оставляя за собой право заимствовать на выполнение тех же самых соцобязательств. Мы должны поставить перед федеральной властью вопрос необходимости компенсирования выпадающих доходов города за счет федерального бюджета».