Столичные власти не поддержали проект федерального закона «О народном образовании»

Столичные власти не поддержали проект федерального закона «О народном образовании», предложенный Общероссийским общественным движением «Образование – для всех». Внесенный ранее в Госдуму депутатами от фракции КПРФ документ сейчас рассматривается региональными парламентами. В среду его рассмотрели депутаты Мосгордумы. Между тем, неделю назад московские власти уже направили положительный отзыв на правительственный законопроект «Об образовании в Российской Федерации». Коммунисты Мосгордумы рассчитывали, что парламент рассмотрит оба альтернативных документа одновременно. Однако, по словам лидера фракции КПРФ в Мосгордуме Андрея Клычкова, исполнительная власть сделала все от нее зависящее, чтобы этого не произошло.

Представляя законопроект, Клычков сообщил, что в качестве государственных гарантий приоритетности образования документ устанавливает ежегодное выделение средств на нужды образования в размере не менее 7% ВВП. По идее авторов документа, максимальная наполняемость классов не должна превышать 20 учащихся. Также предусмотрены механизмы сохранения сельской малокомплектной школы. Законопроектом регулируется обеспечение школьников учебной литературой. Причем, за Минобрнауки закрепляется право отбора для школ учебников и учебных пособий, но не издающих их организаций.

В документе перечислены обязательные для освоения предметы и программы, предусмотрены требования к федеральным образовательным стандартам. Единый госэкзамен предлагается использовать как одну из возможных форм итоговой аттестации и конкурсных испытаний при приеме в вузы по желанию выпускника. Законопроект сохраняет все существующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Университеты могут иметь категории федерального или национального исследовательского университетов, а деятельность отдельных вузов, имеющих общефедеральное значение, может регулироваться специальными федеральными законами. Документ подробно регламентирует поддержку студентов и учащихся средних профессиональных учебных заведений.

Устанавливается равенство статуса образовательных учреждений и педагогов дополнительного образования с учреждениями и педагогами, реализующими соответствующие образовательные программы. Это касается бюджетного финансирования, налогов, аренды, уровня оплаты труда и соцгарантий. Размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников, согласно документу, должен превышать средний размер оплаты труда в промышленных отраслях соответствующего субъекта РФ. Устанавливаются надбавки за классное руководство и ученые степени. В главах, посвященных дошкольному образованию, определены размеры компенсации родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Выступивший вслед за докладчиком председатель думской комиссии по образованию и молодежной политике Виктор Кругляков заявил, что в рассмотрении законопроекта нет никакого практического смысла, поскольку его не поддержала городская исполнительная власть. Как посчитали чиновники мэрии, документ не коррелируется с бюджетным, трудовым и налоговым кодексами и РФ.

Кроме того, считает Кругляков, предложения авторов законопроекта сделают зарплату московских учителей ниже, чем она есть сегодня. По его данным, на сегодняшний день она в среднем составляет 58,8 тыс. рублей, а средняя зарплата по экономике – 43 тыс. рублей. Реализация другого предложения законопроекта – о том, что количество учащихся в классе не должно превышать 20 человек, создаст в Москве очередь из 30 тыс. детей школьного возраста, заявил он.

Депутат Михаил Москвин-Тарханов высказал сомнения относительно того, что у российских регионов, включая Москву, найдутся средства для финансирования предложенной в законопроекте программы, и предложил поискать «золотую середину». «Законопроект не соответствует политике государства в области образования, не исходит из реалий, не подкреплен финансами и носит популистский характер», — резюмировал Кругляков. В итоге думское большинство проголосовало за отрицательный отзыв на законопроект.