В Белоруссии судят священника за отказ сдать отпечатки пальцев

В пятницу в белорусском Гродно прошло судебное заседание по делу иерея храма Отсечения главы Иоанна Крестителя Николая Гайдука. Его обвиняют в уклонении от прохождения обязательной дактилоскопической регистрации (ОДР). Суд Ленинского района Гродно постановил отправить на доработку милицейские материалы, на основании которых священник привлекался к ответственности за отказ сдать отпечатки пальцев.

Обязательная дактилоскопическая регистрация была введена в Белоруссии после теракта, произошедшего в Минске в ночь на 4 июля 2008 года, во время празднования Дня Независимости. В том числе и за этот теракт в начале 2012 года были казнены «витебские террористы» Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев.

Обвинение гродненскому священнику было выдвинуто по заочному протоколу участкового инспектора милиции. Инспектор не смог лично встретиться с отцом Николаем и составить протокол в присутствии свидетелей, а потому составил протокол без присутствия фигуранта дела, а свидетелем указал себя и еще одного сотрудника милиции. Также участковый инспектор пометил в протоколе, что отец Николай отказался от подписи протокола, хотя самого священника об этом не спрашивали.

Это дело получило широкий общественный резонанс в Белоруссии. В Гродненской епархии это уже третий священнослужитель, которого судят за отказ от ОДР.

Епархиальный совет Гродненской епархии еще в сентябре 2011-го заявил: «Что касается дактилоскопии то, во-первых, здесь присутствует чисто вероучительный аспект. Церковь помнит пророческие предостережения о последних временах и судьбах мира, когда одним из знамений пришествия Антихриста станет нанесение печатей на лоб и на руку: «И он (зверь) сделает то, что всем — малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам — положено будет начертание на правую руку их и на чело их» (Откр. 13,16). Конечно, никто намеренно не будет проводить здесь параллели и делать радикальные выводы. Но внешнее сходство действий по снятию отпечатков пальцев рук с означенной цитатой из Священного Писания позволяет клирикам и мирянам оставлять за собой право посмотреть на процедуру дактилоскопии с точки зрения чисто религиозной и эсхатологической. Соответственно, они вполне обосновано могут оценивать приглашение пройти дактилоскопическую регистрацию с позиций христианской совести и принимать решение, которое не наносило бы вреда их религиозным убеждениям».

Накануне суда сам Николай Гайдук сказал журналистам: «Я бы не хотел забегать вперед, ведь суда еще не было, но от себя могу сказать, что протокол составили без моего участия. Я изначально был не против дактилоскопии, но говорил милиционерам, что мне надо посоветоваться, пообщаться со священноначалием, а милиционеров, видимо, время поджимало, или план какой. Они начали ставить условия. В эти условия я, видимо, не вписался».