Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Это такой бизнес»: как спасут россиян из пиратского плена

Эксперт рассказал, что будет с россиянами, похищенными в Гвинейском заливе

Шестеро россиян были похищены при нападении на сухогруз, шедший под флагом Панамы, у берегов Бенина. Для того, чтобы вызволить их из плена, усилия предпринимают российские дипломаты, силы правопорядка Нигерии и Бенина. По словам эксперта Михаила Войтенко, между тем, процесс освобождения моряков зависит от судовладельца у которого по отработанной схеме попросят выкуп: дело в том, что в Гвинейском заливе похищение моряков — это, своего рода, бизнес.

Шестеро российских моряков попали в плен к пиратам у берегов Бенина. В ночь с 1 на 2 января группа из предположительно 9 человек ворвалась на контейнеровоз MSC MANDY, следовавший из Того в Нигерию: вооруженные автоматами и ножами бандиты в течение двух часов грабили судно, после чего удалились, захватив в заложники шестерых человек.

Как подтвердило в субботу посольство России в Бенине, все они – россияне, 5 января соответствующее сообщение появилось на официальном сайте российской дипмиссии в фейсбуке.

«2 января 2019 года на судно MSC Mandy, находившееся в районе территориальных вод Бенина, было совершено пиратское нападение, говорится в сообщении. — В этот момент на борту судна находились 24 человека, большинство из которых — граждане России».

«Нападавшие захватили шесть человек в заложники, включая капитана судна, и скрылись. Все захваченные — граждане России», — подтвердили в дипмиссии.

В плену у пиратов оказались капитан, старший помощник капитана, 3-й помощник капитана, боцман, фиттер-сварщик, повар. Среди оставшихся 18 членов экипажа раненых и пострадавших нет – по указанию судовладельца контейнеровоз направился в порт Лагос в Нигерию, где на борт поднимутся шесть человек, которые заменят похищенных.

Тем временем, вызволять россиян из плена будут российские дипломаты совместно с правоохранительными органами Бенина и Нигерии. «Посольства Российской Федерации в Нигерии и Бенине осуществляют оперативные контакты с местными правоохранительными органами, а также судовладельцами по установлению местонахождения заложников и их скорейшего освобождения», — говорится в сообщении на сайте МИД РФ.

Как считает ведущий эксперт по вопросам судоходства, издатель интернет-ресурса «Морской бюллетень» Михаил Войтенко, на то, чтобы вызволить из плена российских моряков, может уйти от 2-3 недель до месяца: по словами эксперта, случаи захвата пиратами заложников происходят регулярно и схема уже отработана.

«Все это происходит регулярно, годами, — рассказал он в интервью изданию mk.ru. — И до сих пор (постучу по дереву) заканчивалось освобождением. Все это делается по наработанной схеме: захват, а затем переговоры, как правило, с судовладельцем. Страны, чьи граждане попали в плен, либо чье судно попало, они, как правило, держатся в стороне от этого и очень правильно делают. Обычно судовладелец платит пиратам выкуп и людей освобождают. Обычно на это уходит 2-3 недели, от силы – месяц. Но тут уже все зависит как от судовладельца, так и от конкретной банды, в лапы которой попали люди».

По словам эксперта, «все всегда происходило нормально» — он не привел в пример ни одного случая гибели пленника. «Их всегда возвращали целыми и здоровыми. То есть это такой бизнес жителей данного региона, где он процветает по своим неписанным правилам», — говорит Михаил Войтенко.

С начала XXI века пираты у берегов Западной Африки стали проблемой для мировых судоходных компаний, которую пока не удается решить. Первое нападение на судно произошло в 2003 году, когда пираты атаковали российский танкер «Монерон», следовавший из Саудовской Аравии в Кению: 7 пиратов находились на двух моторных лодках потребовали от танкера остановиться, а после отказа начали стрелять из автоматов и гранатометов.

На регулярной основе нападения начали происходить, начиная с 2008 года: именно тогда, в частности, был захвачен украинский сухогруз «Фаина», на борту которого находился 21 член экипажа — 17 человек из Украины, трое из России и один гражданин Латвии.

Моряки провели в плену у пиратов более четырех месяцев и были освобождены после трудных переговоров. После захвата судна капитан Владимир Колобков скончался от гипертонического криза.

Как рассказывали впоследствии прессе бывшие пленники, условия в плену были тяжелыми: «Изредка пираты бывали очень жестокими. Например, иногда нас загоняли всех в одну каюту, забирали воду и еду, закрывали все, чтобы вентиляции в помещении не было, запрещали ложиться или разговаривать».

Уже тогда моряки предупреждали своих коллег: «Прежде, чем идти в Аденский залив, пусть моряки хорошо подумают, что их ожидает. Ежели они, не дай Бог попадут, единственное, с помощью чего можно выжить в данной ситуации, это сплоченность и терпение».

В 2012 году Международное морское бюро (IMB), организации «Океаны без пиратства» и «Программа по гуманитарным вопросам морского пиратства» сообщили, что количество нападений западноафриканских пиратов на суда достигло высокого уровня: в течение года моряки были атакованы бандитами 966 раз. В 2013 году исследования консалтинговой компании Control Risks показали, что пираты Гвинейского залива в среднем ежегодно совершали около 100 попыток угонов, это было третьим показателем в мире после пиратства вблизи сомалийского полуострова и в Малаккском проливе.

Сегодня именно Гвинейский залив считается самым опасным для мореходов районом – как показал в июле отчет Международного морского бюро, число инцидентов, связанных с захватами морского транспорта, в этом районе существенно выросло: по состоянию на июль, в 2018 году, было отмечено 107 случаев похищения суден, поджога, захвата заложников. При этом, как отмечалось в отчете, в районе побережья Сомали и Филиппин число инцидентов снизилось.

Условия жизни пленников – даже с учетом того, что, по словам Михаила Войтенко, в плену у пиратов они проводят не более месяца, — по-прежнему тяжелы, однако не настолько нестерпимы, как 10 лет назад. Иван Рудный, в конце февраля 2016 года захваченный пиратами вместе с другими членами экипажа французского судна Bourbon Liberty 251, рассказал журналистам после освобождения, что обращались с ним в целом хорошо, хотя кормили весьма скудно – рисом и макаронами. При этом содержали пленника в хижине в мангровом лесу, откуда убежать просто невозможно.

«Было сложно сидеть без дела. Но я проявил коммуникабельность, наладил диалог», — рассказывал Рудный журналистам о своем опыте общения с пиратами.

Решить проблему пиратства, по мнению эксперта Михаила Войтенко, может только наличие частной вооруженной охраны на судах. Однако сейчас многие страны это запрещают.

«В среднем же проходит месяц [с момента захвата до выкупа заложников], — сказал он РИА «Новости». — ...Если бы дали волю судовладельцам, если бы разрешили держать частную вооруженную охрану на судах, то не было бы никакой проблемы, не было бы никаких пиратов... [Не иметь охраны на борту] это требование определенных стран, в том числе практически всех стран Западной Африки, ЮАР, Индии. Необходимо на уровне ООН принять конвенцию, разрешающую на судах держать частную вооруженную охрану в опасных районах плавания на определенных условиях».

Новости и материалы
В Совфеде рассказали о впечатлении от возможного будущего канцлера Германии
Начальника радиотехнической службы ВМФ России отправили в СИЗО
В Раде рассказали, при каком сценарии на Украине остановят мобилизацию
В России придумали, как определять человека по клавиатурному почерку
Трансплантация фекалий помогла 53-летнему футбольному тренеру вылечиться от рака
В хостеле на востоке Москвы произошел пожар
Ученые открыли новый механизм иммунитета
Жители Стамбула выступили против задержания мэра города
«Совы» чаще «жаворонков» страдают от депрессии, доказали ученые
Самолет с российскими военными, вернувшимися из плена, сел в Подмосковье
Названы симптомы, указывающие на снижение слуха у ребенка
Шойгу заявил о деструктивной роли украинской конституции для мирных договоренностей
Россияне стали чаще пользоваться услугами по чистке смартфонов от грязи
Стоматолог поделился лайфхаками, как эффективно ухаживать за зубами
Названа опасность популярных кремов от акне
Врач Сепп: кремы от акне с бензоилпероксидом могут быть опасны
Орбан заявил о скором развале Европы
В Северном полушарии Земли наступает астрономическая весна
Президент Финляндии прокомментировал результаты советско-финской войны
Все новости