Московский окружной военный суд приговорил уроженца Киргизии Обида Абдыраимова к пяти годам колонии общего режима за вербовку петербургских мусульман в запрещенную на российской территории организацию «Исламское государство» (организация запрещена в России) (ИГ). Дело слушалось в здании Ленинградского военного окружного суда: московские коллеги проводили там выездную сессию.
Еще до начала судебного разбирательства 32-летний Абдыраимов полностью признал свою вину и попросил рассмотреть его дело в особом порядке. Это значит, что суд не допрашивает во время заседания свидетелей и не исследует другие доказательства, и выносит решение на основании признания подсудимого и обвинительного заключения прокуратуры, однако в таких случаях общий срок наказания не может превышать двух третей от максимально возможного за данное преступление. Абдыраимова осудили по статье 205.1 часть 1 «Содействие террористической деятельности».
Согласно материалам дела, вербовкой осужденный занимался с июля 2015 года по апрель 2017 года у Санкт-Петербургской соборной мечети на Кронверкском проспекте около метро «Горьковская». Это крупнейшая мечеть в европейской части России.
Абдыраимов заговаривал с прихожанами, склоняя их к участию в боевых действиях в Сирии и в террористических акциях на стороне ИГ.
По данным следствия, Абдыраимов действовал в составе организованной преступной группы и успешно завербовал нескольких соотечественников.
Одним из людей, которого, предположительно, завербовал осужденный, стал гражданин Киргизии, этнический узбек, уроженец города Ош Махамадюсуф Мирзаалимов. Его следствие обвиняет в причастности к организации взрыва в петербургском метрополитене, произведенного террористом-смертником Агбаржоном Джалиловым.
В числе других обвиняемых в пособничестве терроризму он был задержан в квартире, где было обнаружено самодельное взрывное устройство (СВУ). Эта бомба была аналогична той, что сработала в питерской подземке. Правда, на заседаниях по избранию меры пресечения Мирзаалимов заявлял, что он не знает, кто такой Джалилов, и не в курсе, откуда у них в квартире появилось взрывное устройство. Его обвиняют по части 3 статьи 205 УК РФ и части 2 статьи 222.1 УК РФ (террористический акт; незаконный оборот взрывчатых веществ или взрывных устройств).
Абдыраимов был задержан в апреле нынешнего года. Он приехал в Петербург из Оша, а в северной столице перебивался случайными заработками. Около мечети приезжий вел «первичную обработку» потенциальных боевиков, вступая с ними в беседы и располагая ко вступлению в ИГ.
После того, как человек проявлял интерес к его словам, Абдыраимов обменивался с ним телефонами и присылал через WhatsApp фото, видео и текстовые материалы пропагандистского содержания.
Правоохранители задержали вербовщика на Ладожском вокзале рано утром. Вместе с ним был задержан еще один вербовщик, гражданин Киргизии Айжигит Айтматов. В Северной столице он находился нелегально, но это не мешало ему работать водителем в «Такси везет». Вырученные деньги киргиз посылал на родину: там у него остались жена и маленький ребенок. При этом Айтматов вел вербовку в ряды другой запрещенной на российской территории экстремистской организации «Джабхат ан-Нусра». Он проходит по другому уголовному делу, а также не признает вину, в отличие от Абдыраимова.
Приговоренного сегодня мужчину из Киргизии считают первым осужденным по делу о теракте в питерском метро, который произошел 3 апреля 2017 года.
Абдыраимов родом из киргизского города Ош, как и смертник Акбаржон Джалилов, совершивший теракт в петербургской подземке. Возможно, именно через него Джалилов и попал в Турцию, а затем в Сирию на подготовку к теракту в 2016 году. Впрочем, информации, точно подтверждающей это, у следствия нет.
Взрыв в метро Санкт-Петербурга произошел 3 апреля в вагоне поезда на перегоне станций «Технологический институт» и «Сенная площадь». В результате случившегося 16 человек погибли, более 50 пострадали. По версии Следственного комитета РФ, взрыв осуществил террорист-смертник Акбаржон Джалилов, гражданин России с 2011 года, узбек по национальности и уроженец Киргизии.
По информации «Фонтанки.ру», за полторы минуты до входа на станцию Джалилов зашел в вестибюль со стороны выхода пассажиров и через стеклянное заграждение наблюдал за сотрудниками службы контроля на метрополитене. Один находился в будке дежурного и следил за турникетами, другой вместо наблюдения за рамками металлодетекторов общался с дежурным, а третий инспектор отсутствовал по болезни (его заменили двумя стажерами).
В тот же момент на станции отсутствовал полицейский: его вызвали на соседнюю станцию «Гражданский проспект» для помощи в оформлении задержанного с мелкой партией наркотиков. Позже прокуратура выяснила, что у металлодетекторов был отключен звук.
Расстояние от входа в вестибюль до эскалатора Джалилов прошел незамеченным.
Уже через два дня после теракта сотрудники ФСБ в Петербурге задержали восьмерых предполагаемых пособников террористов. По версии следствия, подозреваемые с ноября 2015 года вербовали на территории города выходцев из республик Средней Азии для участия в террористических организациях «Джебхат ан-Нусра» (организация запрещена в России) и «Исламское государство». Правоохранители заявили тогда, что сеть вербовщиков в ИГ была известна, но ее разоблачение планировалось через несколько дней.
Еще через день в Санкт-Петербурге задержали по подозрению в причастности к теракту шестерых человек, а в Москве двоих. Их имена: Сейфулла Хакимов, Ибрагибжон Ерматов, Дилмурод Муидинов, Бахрам Ергашев, Азамжон Махмудов, Махамадюсуф Мирзаалимов, Шохиста Каримова и Содик Ортиков. Все — выходцы из Средней Азии.
На них вышли, изучая телефонные звонки Акбаржона Джалилова и его переписку в электронной почте. Приехав из Таджикистана, Киргизии и Узбекистана, они работали в суши-баре и, в частности, в кафе «Лесное», где готовил еду сам Джалилов. Во время спецоперации по задержанию подозреваемых в съемной квартире на Товарищеском проспекте в Петербурге найденную там бомбу пришлось обезвреживать на месте. Для этого полиция и спецслужбы эвакуировали жителей многоквартирного дома.
В суде выяснилось, что незадолго до подрыва Акбаржон Джалилов позвонил неустановленному лицу, а тот человек, в свою очередь, связался с Содиком Ортиковым. 7 апреля следствие обнародовало версию, что бомбы в петербургском метро должны были взорвать два человека. Предполагается, что Джалилов как обладатель российского паспорта должен был занести в метро две бомбы, приводящиеся в действие нажатием кнопок. Одна предназначалась ему самому, а другая — сообщнику, с которым они собирались устроить двойной теракт. Однако второй потенциальный смертник по какой-то причине на встречу не пришел.
Тогда Джалилов, избавившись от лишней бомбы на «Площади Восстания», сел в поезд с одной бомбой в рюкзаке и совершил самоподрыв. Поскольку в квартире задержанных нашли третью бомбу, следствие предполагает, что ее также планировалось взорвать в городе, в местах массового скопления людей.
17 апреля ФСБ России задержала в Одинцовском районе Московской области одного из предполагаемых организаторов теракта — 27-летнего уроженца Центральной Азии Аброра Азимова. Спецслужбы считают, что он проводил подготовку террориста-смертника. На следующий день стало известно, что Аброр Азимов признал свою вину в полном объеме, а затем отказался от своих показаний.
Спустя три дня директор ФСБ России Александр Бортников заявил, что заказчик теракта «практически установлен», не назвав его имени. В этот же день Басманный суд Москвы арестовал Акрама Азимова — брата Аброра Азимова. По мнению следствия, он получил деньги на подготовку теракта в Турции от активного участника международной террористической организации и потом перевел их исполнителю теракта в Санкт-Петербурге. 11 мая ФСБ России задержала 11-го подозреваемого по делу о теракте, гражданина Киргизии Мухамадюсупа Эрматова. Эрматов подозревается в терроризме (ч. 3 ст. 205 УК РФ) и незаконном приобретении и хранении взрывчатых веществ (ст. 222.1 УК РФ).