Скандал вокруг мусульманских платков, которые носят татарские педагоги из белозерьевской школы, начал разгораться еще в конце декабря 2016 года. Тогда в образовательном учреждении сменился директор. Вместо местной Адели Янгличевой, которая, кстати, сама ходила в хиджабе, на эту должность была назначена Вера Липатова, которая решила, что учителя должны соблюдать определенный дресс-код и посещать занятия в светской одежде.
Однако преподавательницы отказались выполнять требования нового руководителя и заявили, что и дальше будут ходить на занятия в платках, а
в соцсетях появились фотографии, якобы сделанные в стенах школы, на которых несовершеннолетние мусульманки в хиджабах позируют с оружием и совершают намаз.
Как рассказала «Газете.Ru» одна из преподавательниц, инициатива запретить носить учителям платки исходила не от самой Липатовой, а из республиканского департамента образования. По ее словам, перед Новым годом в школу приехала комиссия из Саранска, в составе которой были два заместителя министра образования Мордовии, а также представители районного управления образования.
«Нам было сказано, что мы якобы не справляемся со своей работой, и вся наша деятельность носит религиозный уклон.
В школе вместо внеклассных занятий проводятся намазы, а по пятницам дети не учатся, а ходят в мечеть.
Кроме того, было заявлено, что мы также не должны носить в школе платки», — жалуется женщина.
В итоге в школе была создана комиссия, которая следит за тем, как одеваются преподавательницы. Тех же, кто по-прежнему ходит в платке, записывают в специальный журнал, якобы для того, чтобы потом срезать зарплату за внешний вид, а за повторные нарушения просто уволить.
Надо отметить, что еще в мае 2014 года правительство Мордовии ввело дресс-код для школьников и учителей, приняв постановление №208 о типовых требованиях к школьной одежде и внешнему виду учащихся государственных и муниципальных школ. Согласно этому документу, в мордовских школах вводилась единая школьная форма.
Также постановление содержало ряд иных запретов. Так, мордовским школьникам не разрешалось красить волосы в неестественный цвет, делать пирсинг и яркий макияж, а также надевать на занятия джинсы, мини-юбки, глубокое декольте, обувь на высоком каблуке и демонстрировать религиозную атрибутику.
«Вне закона» оказался и мусульманский хиджаб: постановление запрещает посещать уроки в головном уборе.
Последний пункт вызвал недовольство в татарских селах, и в особенности в Белозерье, где 90% жителей составляют татары. Тогда делегация старейшин села и представители райсовета даже специально встречались по этому поводу с главой республики Владимиром Волковым. В итоге была достигнута договоренность, что легкие платки будут разрешены. Однако сейчас споры вокруг того, что считать легким платком, а что хиджабом, разгорелись вновь.
Источник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией, не исключает, что конфликт мог начаться и с подачи силовиков.
В местных СМИ Белозерье называют «мордовским халифатом», который живет по своим особым законам.
С одной стороны, это очень зажиточное село, с другой — очень религиозное: на три тысячи жителей — восемь мечетей. При этом уроженцы Белозерья начиная с 1990-х годов периодически уезжают воевать за веру: то в Чечню, то в Афганистан, а сейчас в Сирию. Так, по данным газеты «Известия Мордовии» — официального печатного органа республиканского правительства, сейчас на стороне ИГ (запрещенная в России организация) в Сирии воюют 20 выходцев из Белозерья.
Всего же из села за последние годы в неизвестном направлении уехали 80 человек. Есть данные, что и они отправились на джихад за пределы России.
В ноябре 2016 года Ленинский суд Саранска заочно арестовал участников террористической организации — жителей села Белозерье. 21-летний Раиль Бикмаев, его ровесник Фаиль Янгличев, 20-летний Ряис Янгаев, предположительно, находятся в Ираке. Одному из них кроме участия в деятельности террористической организации также вменяются публичные призывы к осуществлению терактов и оправдание терроризма.
Все трое до 14 лет были воспитанниками белозерьевской школы, но уехали в Иран в 2009 году.
В 2015 году за содействие террористической деятельности к пяти годам колонии приговорен 55-летний Равиль Абдуллов, который когда-то был имамом в родном селе. Мужчина в Белозерье организовал сбор средств для 33-летнего племянника Абдулкарима Янгличева, который с марта 2014 года в составе незаконных вооруженных формирований воюет в Сирийской Арабской Республике на стороне «Аль-Каиды (организация запрещена в России)» (организация запрещена в России). Деньги Янгличеву были нужны на приобретение оружия.
Об этом свидетельствуют телефонные разговоры Абдуллова с его племянником, в которых Янгличев открыто говорит родственнику о том, что ему нужен личный автомат для участия в боевых действиях. Боевик советует своему дяде взять деньги у конкретных людей, которые владеют в Белозерье бизнесом.
«Они призывают детей к миру»
«Началась усиленная борьба с экстремизмом и терроризмом, только начали ее с людей, которые по роду своих занятий, своему воспитанию и образованию не только далеки от этого, а, наоборот, призывают детей к миру», — говорит адвокат Марат Ашимов, представляющий интересы учительниц, отказывающихся приходить в школу без платков.
В беседе с «Газетой.Ru» Марат Ашимов рассказал, что сейчас представляет интересы нескольких учительниц, у которых возник конфликт с руководством школы. По его словам, они пока не обращались в суд, поскольку ситуация как бы подвешена в воздухе.
«Мы посмотрим, как будет поступать администрация школы, — рассказал Марат Ашимов. — Пока что они издали внутренний документ, который запрещает учителям носить платок. Ученикам это было запрещено еще два года назад постановлением правительства. Оно обжаловалось в Верховном суде, однако тот оставил его в силе».
Как рассказывает Марат Ашимов, с новой силой скандал разгорелся в конце декабря, когда в школу пришла комиссия Минобразования.
«Они сказали: либо снимаете платки, либо увольняетесь, — рассказывает адвокат. — А на вопрос об основаниях сказали: «Сделаем вам основания».
И был издан внутренний приказ. Директор всячески на стороне Минобра — она была заменена за несколько дней до ситуации, и поэтому она «свой» человек».
Теперь, по словам Ашимова, учительницам стали выносить дисциплинарные взыскания. Им пообещали, что после нескольких взысканий преподаватель будет уволен по статье.
Директор белозерьевской школы Вера Липатова звонку «Газеты.Ru» не обрадовалась. «Никаких комментариев», — заявила она. Однако потом все же уточнила, что ситуация в школе нормализовалась.
«Все учителя на местах и работают, — сообщила Вера Липатова. — Никаких конфликтов нет.
Звоните в региональный минобр: если они попросят прокомментировать что-либо, то я готова».
В министерстве образования Мордовии оперативно прокомментировать ситуацию, сложившуюся в белозерской школе, не смогли. Тем временем, по данным «Газеты.Ru», правоохранительные органы сейчас выясняют, где все-таки были сделаны фотографии школьниц в хиджабах с оружием.