Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Минобороны перетягивает канат

Падение Су-33 с «Кузнецова» могло произойти из-за некачественного троса

Эксперты Министерства обороны изучают свойства и качества всех стальных нитей тормозного троса, из-за обрыва которого 5 декабря 2016 года с палубы авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» упал истребитель Су-33. По одной из версий комиссии, стальной канат мог не выдержать нагрузок из-за микротрещин, имевшихся в его сплетениях. Производители изделия информацию о возможном браке не комментируют.

Как стало известно «Газете.Ru», комиссия, расследующая падение истребителя Су-33 с палубы авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в Средиземном море, склоняется к версии, что в тормозном тросе могли иметься трещины, которые и привели к инциденту.

«Части оборвавшегося троса были доставлены в Москву, и сейчас их изучают эксперты», — рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ходом расследования.

По словам источника, специалисты изучают свойства и качества всех стальных нитей тормозного троса. «Они должны определить марки металла, который использовался при изготовлении каната, а также с помощью специальных компьютерных программ просчитать нагрузку на каждую нить при углах, возникших во время посадки самолета, — поясняет собеседник «Газеты.Ru». — Полученные результаты будут суммироваться.

После этого станет понятно, был ли дефект, на каком этапе производства и почему он возник».

Производителей тросов для авиафинишеров, которые выпускает ПАО «Пролетарский завод», Министерство обороны определило еще в 2006 году на специальном совещании с представителями металлургической отрасли, посвященном ремонту авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Тогда было принято решение, что конечные изделия будет производить предприятие «Волгаметиз», входящее в группу «Северсталь-метиз», катанку для тросов будет поставлять Белорецкий завод (группа «Мечел»), а Златоустовский металлургический завод — квадратные заготовки профиля 180 мм (марка стали «100»).

В 2014 году группа предприятий «Северсталь-метиз» объявила о выделении своих канатных активов в АО «Редаелли ССМ», таким образом «Волгаметиз» стал волгоградским филиалом нового АО. Надо отметить, что продукция АО «Редаелли ССМ» знакома не только военным, но и автомобилистам —

предприятие производит совместно с ООО «Энергосервис» тросы для разделительных ограждений, которые сейчас устанавливаются на дорогах в Подмосковье.

Между тем, согласно информации сайта «Госзакупки», в январе 2016 года ПАО «Пролетарский завод», на котором производятся авиафинишеры, заключило договор с АО «Редаелли ССМ» на поставку стального каната А-36.5-ГЛ-Ж-Л-Н-Т ТУ 14-4-1594-89. В общей сложности АО должно было поставить 10 км троса на сумму 84 млн рублей.

Надо отметить, что тросы для «Адмирала Кузнецова» в обязательном порядке должны были пройти военную приемку и испытания на разрыв. Источник «Газеты.Ru» говорит, что такая приемка проводилась.

«Именно поэтому и необходимо выяснить, что произошло, потому что оборвавшийся трос был совершенно новым и это была первая посадка на него», — говорит он.

Представители «Пролетарского завода» комментировать «Газете.Ru» ситуацию с расследованием инцидента и качеством поставленных тросов отказались. В пресс-службе «Северсталь-метиз» также заявили, что эту тему не комментируют, и посоветовали обратиться в пресс-службу Министерства обороны. В свою очередь представители военного ведомства пока не комментируют работу комиссии по расследованию авиапроисшествия.

Напомним, что инцидент произошел 5 декабря 2016 года. После выполнения боевой задачи в Сирии российский Су-33 при посадке на авианосец «Адмирал Кузнецов» выкатился за пределы палубы. Пилот истребителя успел катапультироваться, его доставила на борт поисково-спасательная служба.

По одной из версий, обрыв троса аэрофинишера произошел из-за ошибки пилотирования: летчик превысил максимально допустимое отклонение по оси посадки, создав тем самым чрезмерную нагрузку на трос. «В качестве основной причины аварии комиссия Минобороны рассматривает именно человеческий фактор: специалисты установили, что отклонение по оси посадки истребителя было превышено почти на полметра от предельно допустимого (4,7 м вместо 4,2 м)», — сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники.

Позднее в Минобороны опровергли информацию о предварительных итогах расследования аварии истребителя Су-33, где причиной крушения самолета названа ошибка пилота.

«Комиссия продолжает скрупулезную работу и никаких «предварительных» выводов до завершения своего расследования не делала», — говорилось в сообщении департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны, которое последовало после публикации.

Источник «Газеты.Ru» также сообщил, что пока у комиссии нет никаких претензий к действиям пилотов, сам авиафинишер тоже работал исправно.

Аэрофинишеры «Светлана-2», установленные на «Кузнецове», производит петербургское предприятие «Пролетарский завод» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию). В начале 2014 года агентство ТАСС со ссылкой на генерального директора Невского проектно-конструкторского бюро (ПКБ) Сергея Власова сообщило, что «Пролетарский завод» возобновил производство современных аэрофинишеров. По словам собеседника агентства, предприятие произвело 11 аэрофинишеров, часть которых была поставлена в Индию.

В 2005 году на «Адмирале Кузнецове» уже был аналогичный случай, когда Су-33 совершил посадку, зацепился за трос аэрофинишера, убрал газ и в этот момент порвал трос, а затем выкатился за палубу. Тогда летчик также катапультировался и остался жив, напомнил собеседник «Газеты.Ru». Среди причин этого авиапроисшествия эксперты называли конструктивные недостатки аэрофинишера С-2Н/23Н.

В 2016 году ремонт авиафинишеров на «Кузнецове» обошелся в 40,5 млн рублей.

Это следует из договора судоремонтного предприятия «Звездочка» с ОАО «Пролетарский завод» от 12 апреля 2016 года, информация о котором размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере госзакупок. Тогда 35-й судоремонтный завод АО «Центр судоремонта «Звездочка» заказал заводу «услуги по восстановлению технической готовности изделия «Светлана-23Н5».

Новости и материалы
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
В Литве призвали готовиться к тому, что пакет помощи Киеву от США окажется последним
В аэропорту Кишинева, куда прибыл рейс с Гуцул, объявлена эвакуация
В Китае нашли самую большую и богатую гробницу правителя древнего царства Чу
Почти все современные ПК на Windows рискуют получить метку об устаревшем железе
«Реал» запретил Мбаппе участвовать в Олимпиаде
Муж главы Гагаузии сообщил, что с супругой нет связи после ее прилета в Кишинев
Названы решающие матчи Джикии для продолжения карьеры в «Спартаке»
Губерниев пожелал Валиевой овладеть тремя профессиями
Все новости