Рождество в Москве: праздник после службы

Как москвичи праздновали Рождество раньше и как его отмечают сейчас



Рождественские гулянья

Рождественские гулянья

Владимир Смирнов/ТАСС
Сегодня все православные христиане отмечают Рождество Христово. Чтобы проникнуться духом праздника, вовсе не обязательно стоять всю ночную службу в храме, в Москве есть немало вполне светских домов и улиц, вызывающих ассоциации с этим днем. «Газета.Ru» рассказывает о рождественских местах и традициях столицы.

Сеем-посеваем, полицию не вызываем

Советская эпоха успела приучить многих к тому, что праздник Рождества Христова стал чем-то вроде приложения к Новому году. А между тем традиционно на Руси это было одним из главных торжеств года, со своими традициями и ритуалами.

«Это был второй по значимости праздник после Святой Пасхи. Его ждали, готовились заранее, особенно молодежь. В домах было принято все прибирать, чтобы встретить праздник в чистоте и порядке. Рождественский, или, как его называли, Филиппов, пост завершался накануне Рождества, в сочельник, когда по традиции готовили специальное блюдо из пшеницы с медом (сочиво), давшее имя дню.

И угощение в сочельник было еще скромным. А с Рождества начинались Святки, которые длились две недели — до Крещения. И тут уж наступала стихия праздника.

Молодежь отправлялась колядовать, девушки гадали, по улицам ходили ряженые», — рассказал «Газете.Ru» кандидат исторических наук, эксперт Московского дома национальностей Александр Некрасов.

Во время колядок парни и девушки ходили по домам, пели хвалебные песни их хозяевам в надежде получить за это какое-нибудь угощение. Иногда текст этих рождественских напевов был совсем незамысловатым: «Сеем-сеем-посеваем, с Рождеством вас (Новым годом) поздравляем. Открывайте сундучок, доставайте пятачок».

Некоторые люди даже в наши дни занимаются колядками, причем стараются, чтобы это мероприятие проходило с национальным русским колоритом.

«Мы уже несколько лет с детьми в этот день надеваем русские народные костюмы и едем в разные районы Москвы, стучимся и звоним в различные квартиры. Стараемся попасть туда, где нас уже немножко хотя бы знают», — рассказала «Газете.Ru» руководитель детского фольклорного ансамбля «Веретенце» Валерия Петрушина.

По ее словам, тексты колядок они стараются выбирать аутентичные, которые они записывали у различных жителей сел России во время культурологических экспедиций. При этом участникам ансамбля обычно дают конфеты и прочие сладости. «Мы ни разу не сталкивались с агрессией, ведь у нас в основном дети участвует в этом. Но на всякий случай с нами ходят их отцы — один-два человека.

Бывает, что люди просто не открывают двери. А один раз кто-то даже милицию вызвал. Но нередко слушают, и с удовольствием.

Хотя по реакции людей чувствуется, что традиция колядок утрачена. Один раз, например, мужчина нас слушал-слушал, а потом говорит «А я вообще не понял, что же вы от меня хотите?» — рассказала Петрушина.

Впрочем, на Рождество были распространены и другие традиции. Считалось, что от того, как человек проведет Рождество, будет зависеть и то, как он проживет следующий год. Поэтому в сам праздник были распространены гадания, также в канун Рождества и сразу после него действовали негласные запреты на определенные действия.

«Рождество является началом Святок, дней почитания мертвых. Святки продолжаются до дня Крещения (19 января). У людей этот период считался самым действенным для совершения разнообразнейших гаданий. В это время была полностью запрещена охота на зверей и птиц. Широко распространенным рождественским обычаем в деревнях было сооружение во дворе, а затем сожжение соломенного стога. Вся родня при этом стояла кругом в благоговейном молчании, пока солома не сгорала полностью. По поверью, умершие предки в эти мгновения приходят погреться у огня, зажженного их потомками», — продолжает Некрасов. По его словам, в прошлом

у русских земледельцев считалось дурной приметой, если в день Рождества из числа посторонних людей первой в жилище входила женщина; считалось, что в этом доме женская половина семейства будет болеть весь год.

Кроме того, непосредственно к ужину было принято приглашать одиноких знакомых людей или путников. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду, чтобы волки, «отведав и познав человеческую доброту», не вредили крестьянской скотине, пояснил Некрасов.

Изящный пассаж

Для современных москвичей в Рождество есть немало мест, которые можно посетить. И это не только ближайшая церковь, где в ночь на 7 января пройдет рождественская служба, но и вполне светские дома или улицы. Например, исторически сложилось так, что рождественские подарки москвичи всегда покупали в Петровском пассаже и ГУМе, на Кузнецком Мосту, в Столешниковом переулке.

Петровский пассаж был создан в 1903 году на деньги знаменитой Веры Фирсановой, мецената, которая владела более чем двадцатью домами, усадьбой и комплексом Сандуновских бань.

Фирсановский пассаж собрал под своими сводами более пятидесяти различных торговых павильонов, включая магазины известных торговых домов: «Маркушевич и Григорьев. Шелковые и шерстяные ткани», «Викула Морозов, Коншин и сыновья» — поставщика Императорского двора, «Весельков и Ташин — модные материалы для дамских платьев». Торговали там пастилой и конфетами известного кондитера Абрикосова, а также фото- и видеотехникой французской фирмы «Гомонъ».

Освещение там было электрическим, что было чрезвычайным явлением для Москвы того времени.

Дело в том, что у Фирсановой была собственная электростанция — в районе Сандуновских бань.

После революции пассаж национализировали. В разное время там располагались: кинотеатр, выставочный и аукционный залы и даже мастерская по созданию дирижаблей, где довелось поработать знаменитому итальянскому мастеру Умберто Нобиле.

После Великой Отечественной войны там некоторое время была коммуналка, в которую поселили людей, потерявших жилье из-за бомбежек. Торговля вернулась в пассаж только в 1960-х годах. В 1988–1991 годах пассаж реконструировали, при этом его оригинальная планировка была нарушена. Церемонию открытия реконструированного Петровского пассажа освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Здание до сих пор является памятником архитектуры конца XIX – начала XX века.

Столешников переулок (а изначально — два переулка, от Петровки до Большой Дмитровки, переулок от Большой Дмитровки до Тверской улицы соединили позже) долгое время был местом, где жили и работали московские ткачи. Их называли столешниками, отсюда и название этого места. После крупного пожара в 1812 году в переулке появляются каменные здания, открываются купеческие лавки и магазины, где и затоваривались московские жители на Рождество и Пасху. В XIX веке здесь строятся и доходные дома.

В первые годы после Октябрьской революции все торговые помещения Столешникова переулка стали складами, но со временем в них снова открылись магазины. В советские годы Столешников переулок был известен прежде всего своими книжными магазинами — его букинистические лавки считались лучшими в Москве. Также на месте старого полицейского участка здесь создали Институт марксизма-ленинизма. После распада СССР переулок постепенно заполонили фешенебельные бутики и магазины различных западных брендов.

Государственный универмаг, или Верхние торговые ряды, на Красной площади появился при Екатерине II. Правда, тогда это было не нынешнее красивое здание, а хаотично расположенные и работавшие торговые ряды.

После дискуссии московских чиновников, которая длилась почти 40 лет, наконец-то началось строительство нового здания, которое в итоге было открыто в 1896 году. Здание, построенное в псевдорусском стиле, стало результатом коллективных усилий архитекторов Александра Померанцева, Петра Щекотова и Владимира Шухова. В советское время предназначение ГУМа не менялось — там располагался главный столичный универмаг, куда водили гостей столицы.

Не «Щелкунчиком» единым

Нельзя говорить о Рождестве, не упоминая столичные театры, которые всегда радовали в этот день горожан праздничным репертуаром. Например, во МХАТе уже более сотни лет проходит постановка знаменитой рождественской сказки Мориса Метерлинка «Синяя птица».

Этот шедевр был написан в 1908 году, и с этого года он идет во МХАТе, причем первую постановку осуществил лично легендарный Константин Станиславский. По сюжету, в ночь под Рождество мальчика и девочку Тильтиль и Митиль посещает фея Берилюна. Ее внучка больна, а спасти ее может только Синяя птица. Благодаря волшебному подарку Феи дети получают возможность видеть души вещей. Неживые предметы (Часы, Огонь, Вода, Хлеб, Молоко) преображаются в живых существ со своим характером. Все вместе они отправляются в опасное путешествие за сказочной Синей птицей.

Большой театр также предложит всем желающим особенную рождественскую программу. Там зрители уже который год могут посмотреть «Снегурочку» Римского-Корсакова и «Щелкунчика» Чайковского. Пьеса о главной героине зимней сказки была окончена Александром Островским в 1873 году, в день его пятидесятилетия. Сюжет основан еще на языческих верованиях славян и повествует о том, как Снегурочка находит любовь и дарит ее любимому, но при этом сама погибает от теплых лучей солнца-Ярила.

Эта пьеса была создана почти случайно. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная.

С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка».

Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана тогда молодому композитору Петру Чайковскому. Оба работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте.

Что касается второго хрестоматийного произведения, то балет на музыку Чайковского по сюжету сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» впервые поставили в Петербурге, в Мариинском театре в 1892 году. В Большом театре Москвы его поставили намного позже, в 1919 году.

Примечательна история самого театра. Он был основан в 1776 году, изначально его труппа состояла из крепостных актеров и музыкантов, выкупленных казной. Несколько раз здание этого культурного учреждения было уничтожено различными пожарами. Самый сильный произошел в 1853 году, когда здание выгорело дотла. В этом же году архитектор Константин Тон предложил проект того здания, которое теперь стало знаменитым на весь мир. Оно выполнено по канонам классицизма в архитектуре.

Первые годы после революции Большой театр использовался в основном не по назначению.

Так, в 1922 году там проходил I Всесоюзный съезд Советов, в 1925-м в нем прошел показ фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», а в 1932 году на сцене прошел волейбольный матч между сборными Москвы и Днепропетровска.

Кстати, один из сортов голландских тюльпанов, известных своей красотой во всем мире, тоже связан с Большим театром. Цветовод, посетивший в 50-х годах ХХ века Москву, был настолько впечатлен, что вывел новые сорта и назвал их «Галина Уланова» и «Большой театр». Именно эти два сорта теперь высаживают каждый год на Театральной площади перед зданием Большого.