Москва сдвигает платформы

Поезда дальнего следования будут высаживать пассажиров до вокзалов

Сергей Киселев/Агентство «Москва»
Поезда дальнего следования будут делать остановки для высадки пассажиров, не доезжая до вокзалов, рассказал «Газете.Ru» мэр Москвы Сергей Собянин. Это позволит людям не делать крюк через центр с чемоданами, а сразу пересаживаться на кольцевые или радиальные маршруты общественного транспорта и быстрее добираться домой. Кроме того, сократить планируется и дорогу от электричек до Московского центрального кольца: пять железнодорожных платформ будут передвинуты поближе к станциям МЦК, а переходы между ними предполагается накрыть тепловым контуром.

Правительство Москвы совместно с РЖД рассматривает две так называемые зонные станции, где будут останавливаться пригородные электрички и поезда дальнего следования, не доезжая до основных столичных вокзалов. «Это интересный проект. Сейчас получается, что человек едет в центр на поезде, а потом все равно обратно из центра. А так [при вводе зонных станций] пассажиры смогут делать пересадку на Московское центральное кольцо, на наземный транспорт, и сразу ехать домой, поскольку большинству людей не требуется ехать в центр, особенно на поездах дальнего следования», — пояснил «Газете.Ru» мэр Москвы Сергей Собянин.

Градоначальник не назвал районы, где появятся зонные станции: «Cейчас не буду никого пугать». Однако председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков сообщил «Газете.Ru», что ранее

создание таких остановок для поездов дальнего следования обсуждалось для платформ «Карачарово» и «Царицыно».

«Насколько я знаю, предполагается использовать станции оборота электропоездов из области в область, — рассказал он. — И идея была в том, чтобы значительная часть поездов дальнего следования доходила до того же «Карачарово», высаживала пассажиров и отправлялась обратно. Но не факт, что людям удобно выходить именно тут, не факт, что они живут рядом, не факт, что они захотят пересаживаться на МЦК или ехать по радиальной линии метро на периферию города. Многие все равно будут загружать с чемоданами метро в центре».

Впрочем, перемены ждут не только поезда дальнего следования, но и простые пригородные электрички. В ближайшие пять лет пять железнодорожных платформ предполагается передвинуть поближе к станциям МЦК, заявил Собянин. «Часть «сближений» [по срокам и финансированию] связана с реконструкцией пригородного сообщения и зависит от скорости строительства новых магистральных железнодорожных путей. Часть зависит от инвестиций в ТПУ, это достаточно серьезные проекты», — подчеркнул мэр Москвы. Он добавил, что эти переходы планируется накрыть тепловым контуром, то есть обеспечить обогрев пассажиров на всем их пути.

Собянин не перечислил платформы, которые готовятся к «переезду», но, по информации источников «Газеты.Ru», знакомых с ситуацией, речь идет о станции «Северянин» Ярославского направления, «Карачарово» Горьковского направления, «Окружной» на Савеловском направлении и «Ленинградской» на Рижском направлении.

Кроме того, предполагается построить новую платформу на Павелецком направлении.

«Новую платформу придется строить, потому что сдвигать там нечего. Ближайшая к МЦК платформа — «Нижние Котлы» — также является пересадочной на метро, переносить ее нецелесообразно, к тому же она далековато от МЦК расположена», — рассказал «Газете.Ru» эксперт межрегионального общественного движения «Город и транспорт» Владимир Свириденков.

По словам Свириденкова, «сближение» платформ пригородных электричек и МЦК изначально закладывалось в программу РЖД по модернизации пригородного сообщения, в частности на Горьковском, Ярославском и Смоленском направлениях. Однако МЦК было завершено до того, как платформы успели перенести.

При этом даже при существующих относительно длинных пересадках с электричек на «Ласточки» пассажиропоток на МЦК не страдает, добавил эксперт: «В целом наблюдается не очень значительный, но устойчивый рост — порядка 210–230 тыс. пассажиров в будний день, и тенденции к спаду пока не намечается. Пассажиропоток очень близок к тому, что предсказывался на первый год пуска. Возможно, станет чуть-чуть поменьше пассажиров, когда наступят холода, потому что люди могут предпочесть теплое метро, несмотря на давку и больше времени в пути, но, повторюсь, это очень радующие показатели».

«Переезд» станций электричек — далеко не единственное, что ждет МЦК в будущем. По словам Собянина, в следующем году начнет постепенно реализовываться «мегапроект по благоустройству территории в радиусе 1 км от МЦК».

«В бюджете предусмотрено на это около 3 млрд руб., но я думаю, что этого будет мало, хотя сложно сказать, пока нет проектов.

Жалко, что вы не видели, что творилось у кольца железной дороги, когда только начали превращать ее в МЦК, мы вывезли оттуда сотни тысяч тонн мусора, страшно было смотреть. Целый год там работали десятки тысяч людей, чтобы расчистить территорию. Сейчас там проводятся обследования территории, наметки уже есть, проекты создаются, всю эту территорию нужно серьезно развивать», — сказал Собянин «Газете.Ru».

Ранее сообщалось, что на прилегающей к МЦК территории выполняется или будет выполнена замена бордюрного камня, замена асфальтобетонного покрытия, создание зеленых зон, установка ограждений, а также создание системы навигации. В частности, от указателей на асфальте решено было отказаться, поскольку их не будет видно под снегом и опавшими листьями. «В метро снег не лежит под ногами и вообще полы чистые, поэтому напольная навигация используется. Для навигации на МЦК устанавливаем дополнительные щиты и указатели на дорожных знаках. Например, до 10 ноября у станции «Лужники» появится в два раза больше указателей к метро. Кстати, так же сделаем и около парков вдоль МЦК. От «Лосиного Острова», Измайловского парка и остальных мест отдыха развесим щиты до ближайших станций кольца», — заявил замначальника столичного метро по стратегическому развитию и инвестициям Роман Латыпов.