Миллион за пропаганду

Экспертиза нашла пропаганду гомосексуализма в смайлах Apple

,
Shutterstock
Независимая экспертиза подтвердила наличие пропаганды гомосексуализма в эмодзи — смайликах от Apple. Как стало известно «Газете.Ru», результат экспертизы выявил, что «яблочные смайлы» негативно влияют на психику, «могут формировать в сознании несовершеннолетних установки на нетрадиционные сексуальные отношения, привести к отрицанию традиционных семейных ценностей, а возможно, и неуважению к родителям». Теперь Apple может грозить штраф в размере 1 млн руб. за пропаганду гомосексуализма либо полная приостановка деятельности компании на всей территории России.

Административное дело по факту пропаганды компанией Apple гомосексуализма среди несовершеннолетних кировские полицейские возбудили еще год назад, в августе 2015-го. Поводом для возбуждения дела стали материалы проверки по заявлению местного юриста Ярослава Михайлова, увидевшего пропаганду ЛГБТ-ценностей в эмодзи (смайликах), которые появились в обновленной операционной системе iOS 8.3. После этого эмодзи были направлены на экспертизу в Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского.

Независимая экспертиза, результаты которой оказались в распоряжении «Газеты.Ru», свидетельствует о том, что пропаганда нетрадиционных отношений в эмодзи все-таки присутствует. Как рассказал «Газете.Ru» сам Михайлов, экспертиза была готова уже в конце октября 2015 года, однако попала к нему в руки только сейчас. «Дело направляли по разным инстанциям, и поэтому заключение я узнал только сейчас», — пояснил он.

Заключение эксперта Анатолия Петренко, сотрудника центра Сикорского, вызывает вопросы с самой первой страницы. Согласно документу на экспертизу попали не эппловские смайлики, а фейсбучные, или, как говорится в заключении эксперта, «информационная продукция, размещенная на приложении Messenger социальной сети Facebook». При этом для поиска признаков ЛГБТ-пропаганды был использован метод фокус-групп, в качестве респондентов выступили 19 человек, пользующихся продукцией Apple.

Стоит отметить, что эмодзи в различных мессенджерах и устройствах выглядят по-разному, причем иногда отличаются друг от друга весьма существенно.

Из заключения следует, что «степень доверия» респондентов к эмодзи «преобладающе негативная». «Основная причина — слишком большое количество негативной информации, которая может формировать, при определенных обстоятельствах, как минимум установку на удовлетворение интереса к однополым сексуальным отношениям как между взрослыми, так и между детьми, — говорится в документе. — Именно такая подача материала может на несознательном уровне формировать у воспринимающего ее ребенка определенное отношение к однополым отношениям». Разумеется, отношение это позитивное («и однополые, и разнополые отношения — это и допустимо, и хорошо»), что противоречит традиционным семейным ценностям, активно продвигаемым в России.

Участники исследования также отметили, что «средством исключительного внушающего воздействия» эмодзи делает отсутствие «словесной аргументации» или, проще говоря, разъяснения того, что именно значит та или иная иконка. К слову, в Apple подобная «словесная аргументация» как раз предусмотрена — если пользователь компьютеров и ноутбуков Apple наводит курсор на то или иное эмодзи, сверху появляется «шапка» с пояснением, например: «Семья (двое мужчин, две девочки)», «Мордочка панды», «Баклажан» и так далее.

По мнению всех участников фокус-группы, ознакомление с эмодзи может оказывать негативное воздействие на психику детей.

«Прежде всего полученные результаты позволяют утверждать, что представленные на экспертизу изображения содержат пропаганду однополых отношений как между взрослыми, так и между детьми. Более того, ознакомление с данными изображениями детей и подростков в силу возрастных особенностей их восприятия может привести к формированию интереса к проблеме однополых отношений, а возможно, и желания реализации данного интереса». Таким образом, пишет автор экспертизы, эмодзи могут нанести вред психическому здоровью и развитию детей: «при определенных обстоятельствах» это может вылиться в отрицание семейных ценностей, «а возможно, и неуважение к родителям и другим членам семьи».

Окончательную судьбу эмодзи определит суд, который теперь должен решить, действительно ли действия компании Apple нарушают нормы действующего законодательства России, запрещающие пропаганду однополых отношений (в частности, Конституции РФ, а также нормы федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Если суд удовлетворит иск, в соответствии со статьей 6.21 КоАП России компания Apple должна будет выплатить штраф в размере от 800 тыс. до 1 млн руб. либо компании грозит полная приостановка деятельности на всей территории России.

Другая экспертиза, проведенная по заказу российского подразделения Apple ООО «Эппл Рус», не выявила нарушения закона о пропаганде нетрадиционных отношений. Сертифицированные Роскомнадзором эксперты признали, что эмодзи — это графический язык, и пиктограммы с однополыми семьями, которые недавно появились в iOS, могут использоваться в различном контексте и иметь как положительную, так и отрицательную коннотацию.

Чуть ранее, в июле 2015 года, московский адвокат Всеволод Сазонов обратился в суд с иском о защите прав потребителей к ООО «Эппл Рус». Он также посчитал, что «толерантные смайлы» Apple формируют в неокрепшем сознании подростков установки нетрадиционных сексуальных отношений, однако Савеловский суд Москвы в удовлетворении иска отказал.