Перешли на речной режим

Что произойдет с Москвой-рекой после открытия сезона навигации

В Москве открылся сезон речной навигации. Набережные в этом году будут переделаны, на реке могут появиться несколько новых причалов и маршрутов водного такси, а осенью пройдет фестиваль света на воде. Чиновники надеются, что Москва-река превратится в один из туристических козырей.

Сезон речных прогулок в черте города открылся 17 апреля, а круизная навигация стартует с 30 апреля на Северном речном вокзале. Планируется, что будет организовано десять основных речных маршрутов, в том числе выходящих за пределы города. Особенностью нынешнего навигационного сезона станет обновленный дизайн речных трамвайчиков.

На самих теплоходах сделают отдельные зоны для детей, а также места для провоза велосипедов. С бортов будут звучать мелодии довоенных лет, а на палубе пассажиров встретят герои эпохи советского авангарда. Также на речном флоте города планируется больше внимания уделять детским программам и семейному отдыху, ведутся переговоры об организации мини-экскурсий на определенные темы.

Кризисный круиз

Бизнесмены утверждают, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, кризис пока не сильно повлиял на состояние отрасли. Более того, спрос на речные круизы вырос на 20–25%. Это произошло за счет «новых» туристов, которые из-за кризиса стали искать варианты отдыха внутри России. Наибольшей популярностью пользуются трехдневные круизы в нижнем ценовом сегменте, а вот спрос на корабли класса премиум, которые раньше перевозили в основном иностранцев, естественно, снизился. Цены на билеты удалось сдержать: они выросли на 12% вместо прогнозируемых 20% и начинаются от 3,5 тыс. руб. в сутки на человека.

Что касается прогулок на речных трамвайчиках в черте города, цены останутся на уровне прошлого года: от 500 руб. для взрослых и 300 руб. для детей.

Маршруты и причалы останутся теми же, что и в прошлом году. Сесть на теплоход получится у Киевского вокзала, Новоспасского моста, в парке Горького, на Воробьевых горах и в других традиционных местах.

А вот здание Северного речного вокзала, последние восемь лет затянутое зеленой сеткой, планируется наконец-то отремонтировать. Московское речное пароходство, ведающее всеми водными перевозками в городе, попросило ускорить ремонт уникального строения, возведенного в 1937 году. Сейчас оно находится в федеральной собственности и «зависло» в процессе передачи городу. Глава департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Москвы Владимир Черников согласился с тем, что этот памятник требует особого внимания, «особенно если учесть, что там еще и достаточно большая парковая зона, а мимо проходит огромный туристический поток». Так что вскоре этот вопрос вынесут на обсуждение правительства Москвы.

Южный порт также предполагается модернизировать, приспособив под использование пассажирами, а не только под грузовые функции, как это было до сих пор. По словам представителя компании Aeon, которая владеет частью промзоны Южного порта, речной транспорт, движущийся от Киевского вокзала до Новоспасского моста, вполне может идти и дальше по реке. А с учетом того, что территория ЗИЛа будет благоустроена, такой маршрут может стать одной из туристических достопримечательностей столицы.

На работу вплавь

Впрочем, использовать реку предполагается не только для увеселительных поездок, но и как естественную транспортную артерию, правда, ограниченную теплым сезоном. Во втором полугодии планируется представить концепцию развития водного такси. Одно из предложений, подготовленных Национальной ассоциацией судовладельцев, предусматривает два регулярных пассажирских маршрута и четыре паромные переправы.

Один маршрут водного такси целесообразно запускать в центре города, второй — от района Печатники до Китай-города с интервалом движения утром и вечером 15 минут.

Чтобы проект окупился и был популярным, стоимость проезда не должна превышать цену билета в метро. Потенциальные инвесторы говорят, что если государство не будет субсидировать проект, то каждое судно должно перевозить не менее 50 пассажиров, тогда проект останется рентабельным. Выгода паромных переправ в том, что они позволяют не стоять в многочасовых пробках до ближайшего моста, а пересечь реку и за десять минут оказаться в нужной точке на другом берегу.

Однако до того, как водное такси будет запущено, нужно сделать соответствующую инфраструктуру и нормативную базу. Эффективно выполнять пассажирские перевозки могут маломерные скоростные суда, а не прогулочные кораблики, а стоянка для них в городе только одна — в Нагатино.

Летом пляж, зимой каток

Если даже мысль о кораблях вызывает приступ морской болезни, то проводить время москвичам предлагается на набережных. По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, в столице сейчас эффективно используется только 60 км набережных, тогда как общая протяженность береговой линии Москвы-реки превышает 200 км. Обустроено при этом всего 33,5 км прибрежных зон в черте города, но этого, как признают чиновники, недостаточно.

В связи с этим запланированы три масштабные стройки на берегах Москвы-реки. Это набережная Тараса Шевченко у делового центра «Москва-Сити», набережная в районе ЗИЛа и прибрежная зона в Строгино. К примеру, на склоне у «Москвы-Сити» набережная станет двухуровневой. На верхнем ярусе организуют бульвар с велодорожками, а на нижнем — помещения для занятий спортом, концертные площадки и три небольшие пристани, с которых можно будет добраться до противоположного берега.

Кроме того, на набережной Тараса Шевченко построят плавающую понтонную конструкцию, где в летнее время обустроят пляж, а в зимнее — каток.

А пока капитальные строительные работы не начались, преображать набережные будут с помощью света. Как рассказал Черников, в этом году в рамках фестиваля «Круг света» пройдет отдельная программа «Осенняя волна».

Праздник начнется 27 сентября на Фрунзенской набережной. Зрительные трибуны расположатся на Пушкинской набережной в парке Горького. А проекционной стеной станет здание Министерства обороны. Также изображения будут передаваться на каменные набережные и здания, расположенные у воды. Завершится фестиваль световым шоу на Гребном канале в Крылатском.

До наступления лета акваторию планируется полностью очистить от дебаркадеров, останутся только четыре объекта, которые использует МЧС. А 19 строений демонтируют и увезут за пределы города после 24 апреля, когда откроются шлюзы. «Компенсации владельцам дебаркадеров не предусмотрены», — уточнили в московском департаменте транспорта. Более того, если правообладатель отказался демонтировать и увозить объект самостоятельно, это делает город, а владелец потом обязан возместить все затраты.

Однако борьба мэрии с объектами на Москве-реке затронула не только заброшенные дебаркадеры, но и новые проекты, популярные среди горожан. Корабль «Брюсов», пришвартованный на Крымской набережной, открылся летом прошлого года и в короткие сроки превратился в модный творческий кластер.

В октябре 2014 года проект пришлось закрыть в связи с требованием Роспотребнадзора. В проект было вложено около 14 млн руб., не считая подготовки резидентских помещений, — это делалось за счет компаний, занявших каюты.

«Официальная причина — несоответствие разрешительной документации для правомерной эксплуатации судна, по факту проект был опечатан вместе со всеми водными объектами Москвы-реки в связи с политическим решением администрации города», — рассказывает исполнительный директор проекта «Брюсов» Алексей Капитанов.

Размер убытков с учетом недополученной прибыли со стороны инвесторов составил сумму, практически эквивалентную первоначальным инвестициям в проект. «Для многих резидентов, как представителей малого бизнеса и стартапов, внезапное закрытие повлекло катастрофические по меркам таких проектов убытки. Некоторые проекты больше не смогли и не хотят открываться в Москве», — добавил Капитанов.

После закрытия проекта все выявленные нарушения были устранены, а теплоход был заметно модернизирован, итоги предъявлены Роспотребнадзору, и сейчас команда «Брюсова» ждет решения о вводе в эксплуатацию всех помещений судна.

«Мы неоднократно обращались в администрацию города, пытаясь разъяснить социокультурное значение проекта и уникальность его концепции. Надеемся, что вкупе это позволит восстановить работу в этом сезоне», — сказал Капитанов.