Смена состава

Что изменилось в столичном метро после смены руководства

,
Новый глава столичного метро Дмитрий Пегов, возглавивший подземку 100 дней назад, пока устраивает и мэрию, и подчиненных. Нравится он и коллективу подземки, особенно после решения освоить профессию машиниста. Впрочем, пассажиры пока серьезных перемен, кроме полномасштабного ребрендинга, не ощутили. Как меняется метро при новом начальнике, разбиралась «Газета.Ru».

Должность начальника столичного метрополитена экс-директор скоростного сообщения ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов занял 22 июля. Тогда он пообещал разобраться в причинах крушения поезда на Арбатско-Покровской линии, принять меры для предотвращения подобных трагедий, лично изучить, как функционируют все системы подземки, сделать метро комфортнее и вернуть к нему доверие москвичей как к «наиболее безопасному виду транспорта».

Первым делом Пегов озаботился проблемами безопасности. Уже спустя месяц после назначения новоиспеченный начальник подземки сообщил о «пересмотре технологических процессов укладки стрелочных переводов и соответствующих нормативных документов». «Разработана программа по пересмотру всех устаревших процессов, — рассказал он журналистам. — Мы провели переаттестацию, выявили специалистов с низким уровнем знаний, в том числе в службе пути». Кроме того, в метро усилили контроль за профессионализмом локомотивных бригад и выделили более 12 млн руб. на оценку уязвимости своей инфраструктуры — станций, перегонов, коллекторов подстанций, мостов и дизельных электростанций.

Впервые за много лет в метро прошла плановая замена путей, стрелочных переводов и переборки контактного рельса, для этого на выходные дни закрывались участки сразу двух линий – сначала самой старой, Сокольнической, а затем Замоскворецкой.

В коллективе приветствуют замену изношенных и бракованных рельсов с закрытием участков пути, рассказал «Газете.Ru» зампред независимого профсоюза работников Московского метрополитена Николай Гостев. «За прошлый год было закуплено всего 800 шпал для замены, — говорит он. — Сейчас ситуация меняется». В то же время, говорит Гостев, метрополитену жизненно необходимо обновление подвижного состава. Уже объявлен международный конкурс на закупку 768 новых вагонов и их техническое обслуживание в течение 30 лет по контракту жизненного цикла, а всего до 2020 года подземка обещает закупить 3 тыс. новых вагонов.

Среди поставленных перед Пеговым задач было и налаживание отношений нового руководства с коллективом подземки, поскольку раньше с доступностью руководства метро для сотрудников «имелись проблемы». Подчиненные даже увидели в нем фольклорный образ и сравнили с героем известного мультфильма. Коллаж с подписью «Пегов и его машинисты» разместил у себя на страничке машинист подземки и по совместительству блогер Максим Рублев (Metroelf). «Когда всплывают такие картинки на нового начальника, и не только всплывают, но и расходятся по сети — это хорошо. Серьезно. Значит, коллектив почти поверил», — прокомментировал картинку машинист.

При этом коллектив ОАО «РЖД» расставался с Пеговым с сожалением. «Все, кто был связан с Пеговым по работе, отзываются о нем очень хорошо, — рассказал «Газете.Ru» представитель управленческого аппарата компании. — Отмечают и деловые его качества, и человеческие. В РЖД Пегов организовывал скоростное сообщение «Сапсанов», работу электричек во время Олимпиады. И тот и другой проект достаточно успешны. Он быстро принимает решения, в том числе и кадровые, во все вникает. Прекрасно знает работу всех структур, сам прошел все ступени — начинал с помощника машиниста».

По данным источника, в самом департаменте транспорта усилили контроль над метрополитеном. Немаловажно и то, что с приходом Пегова наладилось нормальное взаимодействие между метро и департаментом. «Раньше это не всегда удавалось, — рассказал «Газете.Ru» источник в дептрансе, — сейчас же люди из двух ведомств понимают стоящие перед ними задачи одинаково».

В московском метро, чтобы быть ближе к народу, Пегов также решил освоить профессию машиниста электропоезда в учебно-производственном центре. Время от времени он ездит на короткие расстояния в качестве помощника машиниста. Это импонирует людям, говорит Николай Гостев.

Кроме того, рядовых работников подземки новый начальник расположил к себе своей кадровой политикой.

По словам Гостева, Пегов избавился от наиболее одиозных руководителей структурных подразделений, а оставшимся не позволяет беспричинно увольнять машинистов и путейцев. «Прежнее начальство и руководители среднего звена разбрасывались людьми, — рассказал Гостев. — Сейчас ситуация переломлена, перестали обвинять во всех бедах рядовых сотрудников, люди успокаиваются. Пегов запрещает выбрасывать людей на улицу. И это начинает работать — снизился градус агрессивности внутри трудовых коллективов».

В коллективе надеются, что у нового начальника дойдут руки и до восстановления разваленного при прежнем руководстве медобслуживания сотрудников и пассажиров подземки, перезаключен коллективный трудовой договор. «У наших людей всегда была сильна вера в доброго царя. И пока коллектив очень положительно настроен к новому руководителю и ждет от него больших перемен. Так что сейчас у него, условно говоря, карт-бланш», — говорит Гостев.

Начальник столичного метрополитена продолжает начатые своим предшественником проекты и отчитывается за них.

Постепенно продолжается ребрендинг подземки и внедрение единой системы транспортной навигации, которая должна упростить пассажирам ориентирование в метро. В частности, станции оснащаются специальными информационными табло с интерактивным интерфейсом, которые придут на смену информационным колоннам. На днях новый элемент навигации появился на станции «Кузнецкий мост».

Ребрендинг — это то, что меньше всего оценят пассажиры подземки, считает системоаналитик, доцент кафедры управления проектами и инновационного менеджмента МЭСИ Сергей Любкин. «Возвращать доверие пассажиров надо с другого, — говорит эксперт. — Посмотреть для начала, что их больше всего нервирует и утомляет при нахождении в метро. Например, плохо работающая вентиляция в вагонах».

В августе был проведен опрос пассажиров «Метро открытых дверей», в котором приняли участие более 4000 человек. Больше всего жалоб поступило на отсутствие кондиционеров, слабую вентиляцию, сильный шум в вагонах, а также нелегальную торговлю в метро и снаружи вокруг станций. В подземке наличие этих проблем признают и обещают исправить.

Волновала респондентов и цена на проезд. С 1 июня стоимость проезда в метро уже повышалась на 5–7%, запланировано очередное повышение тарифов в размере 4–5% с начала 2015 года.

Индексация при этом будет ниже инфляции, пообещали в департаменте транспорта и уточнили, что вариант с повышением цены еще только рассматривается. При этом, если верить результатам опроса, более половины пассажиров положительно оценили работу столичной подземки.

Как отмечают некоторые аналитики, с приходом Пегова количество упоминаний в прессе о разных ЧП, происшествиях и скандалах снизилось, а градус напряженности по отношению к работе подземки упал. Правда, пока до конца не ясно, связано ли это с действиями, которые новый начальник предпринимает на своем посту, или с тем, как он выстраивает отношения со СМИ и подчиненными.

По словам научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, Пегов «предпринял абсолютно ожидаемые шаги для того, чтобы метро вернуло в глазах пассажиров свой естественный и правильный статус — самого безопасного и безотказного вида транспорта». Среди этих шагов — «достаточно серьезное усиление» мер безопасности и «существенным образом» обновленная менеджерская команда. «Метро — очень многогранная, сложная система, и в ней, к сожалению, неизбежно будут мелкие сбои, — рассказал эксперт «Газете.Ru». — Но серьезных происшествий здесь быть не должно. И сейчас принимаются меры — регламентные, технические, кадровые — с тем, чтобы поставить все это на место. Поверьте, это очень ощутимые меры».

В свою очередь, генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов считает: для того чтобы делать выводы об эффективности работы нового начальника метро, должно пройти хотя бы полгода — «три месяца для такой большой статичной системы — это слишком маленький срок».