Россия сострадает

В благотворительности участвует 80% россиян, из них половина жертвует деньги

В благотворительности участвует гораздо больше россиян, чем принято считать, — 80% взрослых граждан России, из них половина поделилась денежной суммой за последний год. Жертвуют охотнее активные хипстеры и отзывчивые женщины.Такие данные получила международная благотворительная организация CAF. Представители российских фондов и проектов соглашаются, что за последние годы россияне стали все чаще показывать сострадательность в виде пожертвований.

Массовые акции по сбору пожертвований показали: россияне сострадательны и сообща могут в короткие сроки набрать большую сумму для помощи. Показательным стал сбор денег для операции певице и актрисе Жанне Фриски. За сутки ей собрали 68 млн руб. Исследование международной благотворительной организации CAF (Charities Aid Foundation) подтвердило, что россияне гораздо сильнее вовлечены в благотворительность, чем было принято считать. Как оказалось, за последние 12 месяцев более 40% населения отправляли денежные пожертвования в некоммерческие организации. Если перенести выборку на все население страны, то это 33 млн человек — в расчет бралось только взрослое население.

5% россиян жертвуют несколько раз в месяц, но большинство предпочитает делать это раз в квартал и реже.

Остальные 40% делились своим заработком с нуждающимися в другие годы. При этом половина всех сердобольных граждан передавала также продукты, вещи и необходимые товары в фонды или в НКО либо же такие граждане работали волонтерами. И только 20% россиян не участвуют в благотворительности ни в какой форме.

Исследователи отмечают, что если сравнивать с Великобританией или США, то в этих странах за прошедший год поучаствовало гораздо больше людей. В Великобритании денежные пожертвования сделали 57% населения, а в Штатах эта цифра составила 66%.

При этом средняя сумма, пожертвованная за год россиянином, составляет почти 5 тыс. руб. Это довольно значительно, подчеркивают авторы исследования.

Таким образом, можно предположить, что в год только жители городов России жертвуют в НКО около 160 млрд руб.

Опрос показал, что россияне расстаются с деньгами слишком спонтанно и достаточно нерегулярно. Мало кто решает: я буду с каждой зарплаты отправлять 1% в фонд. Для 82% жертвователей это решение было сиюминутным.

Поэтому самыми распространенными способами поделиться рублем стали СМС и ящики для пожертвований. Люди легко готовы расстаться со 100–150 руб. Реже они отправляли СМС на 500 руб. и больше. Но если есть конкретная четкая цель, то россияне готовы помогать и большими суммами: 31% опрошенных жертвовал суммы от 3 тыс. до 12 тыс. рублей и выше.

Особенность россиян — их недоверие, отмечают исследователи. Они предпочитают точно знать, куда именно пойдут их деньги. Другой характерной особенностью частных пожертвований в России является удивительно узкий спектр проблем, на решение которых люди готовы давать деньги. В топе — помощь детям и пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, а также взрослым, оказавшимся в трудных обстоятельствах. Также в числе лидеров — помощь религиозным организациям. Меньше всего россиян интересует поддержка научных исследований, помощь школам, защита окружающей среды, борьба со СПИДом.

Исследователи выделили две группы тех, кто чаще всего жертвует. Это активные хипстеры и отзывчивые женщины за 40 лет.

Обе группы предпочитают помогать детям. Женщины жертвуют чаще, хипстеры — больше.

Руководитель проекта «Нужнапомощь.ру» Митя Алешковский, ежедневно занимающийся сбором средств от граждан на конкретные дела, однозначно согласен: количество пожертвований от россиян растет с каждым годом. «Мы на себе видим, что эта сфера растет постоянно. Это ощущается даже среди моих знакомых, которые раньше не жертвовали, а сейчас тоже подключились», — рассказал «Газете.Ru» Алешковский. При этом он называет проблемой предпочтение россиян направлять деньги не на решение системных проблем, а на конкретную адресную помощь, которую Алешковский называет затыканием дыр. «Это очевидно, что если россияне будут жертвовать больше на инфраструктуру, на профилактику, на то, что охватывает большое количество людей, то меньше будет конкретных проблем, требующих адресных пожертвований, — поясняет он. — Или такой момент: считается, что отдавать деньги на рекламу благотворительности, на зарплаты менеджеров — неправильно. Но ведь после рекламы всегда больше пожертвований приходит. Придется работать над этими моментами».

Российская супермодель и основательница фонда «Обнаженные сердца» Наталья Водянова тоже подтверждает, что пожертвований от частных лиц стало больше.

«Сегодня мы добились важности понимания того, что вода камень точит. Раньше люди воспринимали свои возможности скептически: лучше я ничего не буду делать, мои копейки вряд ли кому-то помогут. А сегодня, когда люди видят, что каждый раз, когда они делают вклад, миллионы других людей тоже делают вклад и что вместе это огромные деньги, которые делают реальные дела и приносят положительные изменения, то, конечно, это придает сил. И поэтому благотворительности стало больше», — рассказала «Газете.Ru» Водянова.

Она вспомнила, как в феврале этого года стала соведущей музыкального шоу «Дети. Голос», которое тоже стало инструментом для благотворительности. «Конечно, я понимаю, что я не лучший ведущий для передачи, не профессионал и, возможно, я не могу сделать это правильно. Но мне предоставили такие условия, от которых я не могла отказаться: Первый канал сказал, что мы сможем использовать площадку для освещения деятельности фонда. Мы можем показать детей, которым мы помогаем, и о них узнает вся страна. И при этом еще была поддержка финансированием. Деньги от СМС-голосования были отданы в наш фонд. Это был прекрасный стимул, и для нас это стало очень интересным опытом. Мы собрали около €1 млн. Это огромные деньги для любой благотворительной организации», — говорит супермодель.

«Благотворительности много, но она безголовая», — характеризует ситуацию генеральный директор телекомпании «О.С.П.» Наталья Белоголовцева.

Она ведет проект реабилитации детей с ДЦП и другими особенностями здоровья «Лыжи мечты» — ставит детей, которые даже ходить могут с трудом, на горные лыжи, и это им помогает. «Наша программа выжила за счет частных пожертвований. Мы делали два сбора на сервисе краудфандинга «Планета». Первую сумму мы собрали за четыре дня, а вторую так и не собрали», — говорит Белоголовцева. Она тоже указывает, что нужно больше рекламы благотворительности: люди откликаются, если часто слышат о конкретном фонде или программе. Но тут есть и другая сторона медали. «Люди считают, что если какой-то проект поддерживают звезды — Кортнев, Виторган, Ургант, Мерзликин, то проект завален деньгами, а это не так. Порой на счету у нас всего 30 тыс. руб.», — говорит Белоголовцева.

Возможно, что в ближайшие годы в России появится новая европейская тенденция: жертвовать на благотворительность будут не только взрослые, но и дети. В международных фондах рассказывают, что в Великобритании к акциям присоединяются школьники. Они отказываются от подарков на день рождения и предлагают одноклассникам, учителям и друзьям их родителей собрать деньги и отдавать их на благотворительность.