Украина в пролете

Россия и Украина не могут поделить небо над Крымом, Черным и Азовским морями

sydneyairport.com
В связи с ситуацией на Украине авиакомпании изменили маршруты полетов. Российские авиакомпании больше не пересекают небо над Донецком, Луганском и другими городами с нестабильной обстановкой, а зарубежные перевозчики не летают над Крымом, Черным и Азовским морями. «Газета.Ru» выяснила, как теперь выглядит авиасообщение над спорной землей.

«Газета.Ru» выяснила, как изменились маршруты в небе над Украиной, куда теперь не летают европейские и американские авиаперевозчики, и на каком языке говорят украинские авиадиспетчеры с российскими пилотами в небе над Крымом.

«Когда только началась спорная ситуация в Крыму, в авиакомпанию пришло официальное письмо с рекомендациями не летать над Крымом, там УВД (управление организации воздушного движения, связь пилота с диспетчерами. — «Газета.Ru») украинское и российское, и они не могут поделить самолеты.

То есть Украина говорит – связывайтесь с нами, Россия – нет, с нами. Это самая опасная ситуация в воздухе, когда пилоту разные диспетчеры сообщают разные маршруты», — рассказал «Газете.Ru» источник в авиакомпании «Когалымавиа», которая с недавнего времени выполняет рейсы под брендом немецкого туристического концерна TUI.

«После этого письма мы стали летать над Черным морем, минуя Крым, но экономисты посчитали, что это серьезные убытки, и мы стали летать через Западную Украину. По идее, письмо это было рекомендательное, официально полеты над этой территорией никто не запрещал, но наша авиакомпания все равно там не летает, мы летаем теперь над Киевом, Одессой. Запасной аэропорт, если что случись, в Киеве — мы спокойно туда можем сесть», — объяснили «Газете.Ru» в «Когалымавиа».

«Проблемы со связью есть при пролете над Симферопольской зоной (в эту зону входят Симферополь, Севастополь, Керчь, а также большая часть Черного и Азовского моря. — «Газета.Ru»), эта зона покрывала практически всю территорию Черного моря. В связи с тем, что Крым стал российским, есть недоговоренность именно в этой зоне. И получается картина, похожая на ту, что есть сейчас на Кипре.

На карте ICAO (Международная организация гражданской авиации, ИКАО от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization. — «Газета.Ru») эта зона обозначена, и они в курсе, что приходится договариваться и с Никосией, и с Иорданом (Турция переводит на Иордан, и сказано, что подчиняться следует и Никосии тоже. — «Газета.Ru»), а еще слушать аварийную частоту. Итого три частоты должны слушать пилоты. Но с Крымом сложнее, потому что IKAO еще не внесло никаких изменений в управление этой зоной. И мы, пилоты, заложники этих политических перемен, получается.

Симферополь (Россия) говорит, что слушать надо их, но Днепропетровск (Украина) говорит — нет, нас. А как нам быть? Слушаем три частоты сразу», — рассказал «Газете.Ru» другой пилот «Аэрофлота».

Еще один пилот «Аэрофлота» рассказал «Газете.Ru», что из-за ситуации с тремя частотами летчикам приходится отключать канал, по которому сообщаются погодные условия, что снижает безопасность полета.

«У нас еще одна частота, по которой мы получаем информацию о погоде и метеорологических условиях, но мы ее обнуляем и ставим аварийную. Это, конечно, не трагедия, она не настолько напрямую влияет, эта частота, на безопасность полета, но все-таки над зоной Крыма приходится ее не слушать», — рассказал «Газете.Ru» пилот «Аэрофлота».

Еще одна проблема — ограниченный воздушный коридор, который вынуждает летчиков лететь сквозь грозу, если не повезло с погодой.

«В Крым летаем через Анапу. Крючок не такой большой. Ну может, минут 10 это добавляет к полету, но все же. Но проблема в том, что мы ограничены одним коридором, то есть, если вдруг гроза, мы все равно должны лететь именно там, на Украину не соваться. Весна, лето и осень — особенно когда грозы над Черным морем. Как тут быть? Либо возвращаться, либо лететь через грозу. Я еще не попадал в такие ситуации, если честно, но думаю, что все же пришлось бы лететь через Украину, — а куда деваться? Не в грозу же лететь, если это угрожает безопасности полетов», — объясняет пилот.

«Вот вы помните, была катастрофа Ту-154 над Донецком, который упал? Там, по одной из версий, пилот тоже пытался уйти от грозы, но украинские диспетчеры ему не дали. Это версия, конечно. (22 августа 2006 года самолет, следующий по маршруту Анапа — Санкт-Петербург, попал в грозу и потерпел крушение. На борту находились 170 человек, все они погибли. Версий о причинах катастрофы несколько, однако заслуженный летчик России Владимир Герасимов обвинил украинских диспетчеров в том, что те не позволили самолету отклониться от курса на расстояние, достаточное для того, чтобы облететь грозовой очаг.

По другой версии, диспетчерские службы Ростова также не дали запрет на полет, хотя знали о грозовой интенсивности. — «Газета.Ru») Но все-таки надо понимать, что в условиях грозы невозможность пролететь в другом воздушном коридоре – это очень опасная ситуация».

«До этого случая были проблемы, когда мы летели над Украиной, ростовские диспетчеры неохотно нам разрешали отклоняться от курса в сторону Украины. А после того, как случилась эта катастрофа, все межгосударственные проблемы решились сразу — все перестали быть против. Уходите, обходите, как хотите, грозу. А теперь снова та же история», — говорит летчик «Аэрофлота».

Политический кризис охладил и личные отношения между пилотами и диспетчерами.

«По-человечески у нас, знаете, кроме того, что мы ведем просто радиосвязь на английском языке в других странах (и на Украине тоже), принято просто негласно здороваться и прощаться на местном языке. Ну то есть можно по-эстонски, по-турецки поздороваться, по-шведски, если ты знаешь эти слова, конечно. Это такое негласное правило вежливости. С Украиной радиосвязь всегда велась на английском, но прощались и здоровались мы всегда по-русски. То есть мы им: «Добрый день!» И они нам: «Здравствуйте!» А теперь нам диспетчеры отвечают на «добрый вечер» по-английски — good afternoon, например», — рассказывает один из пилотов.

Кто управляет небом

Меж тем на официальном уровне профильные организации издают приказы и распоряжения с новыми правилами перелета над проблемными территориями. Некоторые носят рекомендательный характер, иные — запретительный. Так, государственное предприятие обслуживания воздушного движения Украины «Украэрорух» сообщает, что, несмотря ни на что, обеспечивает безопасность полетов над всей территорией Украины. Однако российские авиакомпании все равно не летают над Донецком и Луганском, а также Харьковом.

А вот в Крым летают исключительно в обход Украины. Там возникла проблема с диспетчерами: украинские и российские стороны не могут примириться в вопросе, кто управляет небом над этой территорией.

«Касательно РПИ (Район полетной информации — другими словами, воздушная зона. — «Газета.Ru») Симферополь, пользователи воздушного пространства должны использовать только аэронавигационную информацию, выданную украинскими властями. При полетах в Симферополь все полеты должны выполняться в соответствии с указаниями только Днепропетровского и/или Одесского ACC», — постановил «Украэрорух» в «Циркуляре аэронавигационной информации».

В ведомстве также добавили, что экипаж, который будет следовать указаниям других ОВД (организациям воздушного движения. – «Газета.Ru»), нарушит правила, а украинская сторона расследует эти случаи с применением последующих мер и уведомит международные организации.

В Росавиации также подтвердили, что маршруты в Симферополь обходят Украину, в остальном все рейсы на Украину совершаются по прежним маршрутам.

«От Росавиации никаких запретов на полеты над территорией Украины нет. Есть запрет от украинской стороны на полеты над Донецком, Луганском, Харьковом. Также полеты в Симферополь ведутся в обход воздушного пространства Украины. Рейсы в Борисполь, Киев, Жуляны и другие транзитные зоны выполняются, как и прежде, без изменений», — сообщил «Газете.Ru» советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.

«В Крым полеты осуществляются не через Украину: туда и европейские авиакомпании боятся летать через Украину. Только через юг России. Путь в Крым через Украину для российских и европейских авиаперевозчиков закрыт», — пояснил президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев.

«Газета.Ru» также ознакомилась с официальным предписанием американских властей, адресованным авиаперевозчикам. Из него следует, что США обеспокоены ситуацией и временно запретили летать над симферопольской воздушной зоной.

Федеральное управление гражданской авиации США предупреждает о временном запрете полетов для европейских и американских перевозчиков в связи с неоднозначной ситуацией с организацией воздушного движения в симферопольской воздушной зоне. Сообщается, что, пока Россия и Украина, не согласовывая друг с другом, управляют воздушным пространством Крыма, для американских и европейских авиакомпаний полеты над этой воздушной зоной небезопасны.

Официально меж тем в авиакомпаниях поясняют, что ситуация на Украине отразилась не только на рейсах в Крым, но и на перелеты над юго-восточными регионами страны и в западную часть Украины.

«В Крым летаем в обход Украины. Все остальное без изменений, все рейсы на Украину также выполняем. Но не летаем над Донецком и Луганском», — сообщили в пресс-службе «Аэрофлота».

Авиакомпания «Трансаэро» в настоящее время выполняет регулярные полеты из Москвы в Киев, Днепропетровск и Одессу.

«Полеты в Донецк закрыты вследствие запрета украинских авиационных властей. Из-за падения пассажирского спроса число рейсов на Украину было сокращено. «Трансаэро» также выполняет полеты через воздушное пространство Украины в третьи страны», — рассказали в пресс-службе авиакомпании «Трансаэро».

В авиакомпании S7 воздержались от официальных комментариев на тему полетов над воздушным пространством Крыма.

«Могу сообщить только, что S7 Airlines выполняет рейсы в Киев и Симферополь, поэтому, безусловно, над территорией Украины и Крыма полеты осуществляются», — сообщили в пресс-службе авиакомпании S7.