Символический обмен

Мусульмане-суфии обвиняют дизайнера Роберто Кавалли в краже священного символа

Cуфийская организация Shahmaghsoudi продолжает споры с брендом Just Cavalli из-за логотипа. Последователи исламского течения считают, что модный дом использовал в дизайне парфюмерной линии символ суфийской школы — фигуру с двумя изогнутыми дугами.

Мусульмане-суфии по всему миру протестуют против знаменитого итальянского дизайнера Роберто Кавалли и его торгового дома, обвиняя марку в плагиате. Верующие считают, что логотип, используемый в рекламой кампании Just Cavalli, слишком похож на священный для мусульман-суфиев знак. Кампания собрала уже более 3000 подписей на сайте Change.org и продолжается в интернете. В твиттере новости, связанные со спором, появляются с хештегом #TakeOffJustLogo. Суфийская сакральная эмблема, как и лого JustСavalli, состоит из двух дуг и более всего напоминает по форме топорище секиры. По словам последователей культа, этот знак «содержит в себе два имени Аллаха и представляет собой открытое сердце, которое является символом познания суфизма».

Логотип JustCavalli символизирует, скорее, змеиные зубы: тема рептилии не в первый раз используется в коллекциях марки. Разница лишь в том, считают верующие, что суфийский знак повернут на 90 градусов и в таком виде присутствует в рекламе одеколона или одежды.

Увидеть логотип Кавалли можно на флаконах духов, рубашках, солнцезащитных очках, также символ появляется в виде татуировок на голых телах моделей.

Суфии говорят, что их эмблема священна и имеет глубокий духовный смысл, а сходный логотип Кавалли – прямо противоположный. Достаточно того, что в рекламном ролике участвуют полуголые модели, на чьи тела нанесены татуировки с двусмысленным символом.

Последователи суфийской школы Шахмагсуди (Maktab Tarighat Oveyssi (M.T.O.) Shahmaghsoudi), которой принадлежит зарегистрированная как товарный знак эмблема, требуют прекратить использование логотипа модным домом. На сайте организации указано, что школа насчитывает не менее 500 000 последователей.

Волна манифестаций суфийских студентов прокатилась по всему миру, в первую очередь по странам, где присутствуют местные центры суфийской школы – США, Канаде, Великобритании и другим странах Европы, однако найти упоминания о российском отделении «Газете.Ru» не удалось. Первые упоминания о кампании недовольства последователей мистического ислама появились в сети еще в апреле 2014-го.

Как утверждают сами последователи суфизма, они несколько раз пытались обратиться к дизайнеру и его представителям напрямую, но контакта не выходило, и тогда активисты решили действовать открыто и привлекать внимание к своим требованиям через социальные сети и пикеты.

Авторы ролика приводят пример того, как индуистский религиозный символ — свастика — на сегодняшний день гораздо больше ассоциируется с Третьим рейхом, чем с индуизмом, откуда этот знак и происходит. Мусульмане опасаются, что символ их школы благодаря продукции Cavalli также утратит первоначальный смысл.

Представители модного дома отрицают обвинение в плагиате. «Эти логотипы определенно разные и не могут считаться похожими, что было признано регулятором – Ведомством по гармонизации внутреннего рынка (OHIM) и Ведомством по товарным знакам», – заявил представитель Cavalli британской газете The Guardian.

Тем не менее представитель Cavalli принес извинения, если чьи-то религиозные чувства случайно были задеты.

«Здесь речь идет об авторских правах, а не о товарных знаках, — пояснил ситуацию «Газете.Ru» патентный поверенный, гендиректор юридической фирмы «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков. – Товарные знаки регистрируются в разных категориях. И если исламская школа может подпадать под категорию обучающих программ, то вряд ли она имеет отношение к категориям одежды или модных аксессуаров, которыми занимается Cavalli. Соответственно, речь может идти о нарушении авторских прав. Таким нарушением может являться либо воспроизведение в чистом виде, либо переработка. Эта религиозная организация может в суде предъявить претензии к Cavalli и доказать, что те взяли и переработали логотип этой исламской школы.

Доказать такое практически нереально. Ситуация, в которой происходит активное привлечение медиа, больше похожа на гринмейл, блэкмейл (практики корпоративного и юридического шантажа. – «Газета.Ru»). Разрешение таких ситуаций зависит от настойчивости оппонента и принципиальности того, на кого наезжают».

Это не первый случай, когда продукция Cavalli заигрывает с религиозной символикой. В 2004 году в женской коллекции бренда присутствовал купальник с изображением индуистских божеств. После жалоб верующих в лондонском магазине предметы одежды сняли с продажи.