«Вещи просто исчезли»

Задержанные активисты Greenpeace и экипаж ледокола обвиняют пограничников в хищении их личных вещей

Обвиняемые в пиратстве активисты Greenpeace и члены экипажа ледокола Arctic Sunrise заявили, что из их кают были похищены ценные вещи после захвата судна пограничниками. В экологической организации говорят, что в списке есть вещи практически каждого задержанного, в том числе кошельки и банковские карты. Заявления поданы в полицию Мурманска. Туда же направлены жалобы на незаконное лишение свободы при захвате судна.

Защита задержанных на ледоколе Arctic Sunrise активистов экологической организации Greenpeace заявила о хищении личных вещей из кают судна. Судя по всему, обвинение выдвинуто в адрес сотрудников береговой охраны ФСБ, которые 19 сентября высадились с вертолета на ледоколе и захватили его.

Экологи и члены экипажа судна были собраны под дулом автоматов в закрытом помещении и провели там 14 часов без возможности выйти, заявила в понедельник руководитель адвокатской группы Ирина Исакова на пресс-конференции в Мурманске. По ее словам, когда люди вернулись в свои каюты, они обнаружили, что ряд ценных личных вещей были похищены. «В списке есть вещи практически каждого человека, — пояснила «Газете.Ru» пресс-секретарь «Greenpeace России» Анна Смирнова. — Список разделен на три части. В первой — средства связи, которые были изъяты при захвате, — мобильные телефоны и компьютеры. Они не были описаны, как требуется, а значит, мы расцениваем это как похищение.

Во втором списке — вещи, которых люди не нашли в своих каютах, вернувшись из заточения. Это кошельки, банковские карты, кольца. Их никто не просил сдавать. Эти вещи просто исчезли.

И в третьем блоке — судовое оборудование, которое снималось с корабля во время четырехдневного досмотра ледокола».

В конце минувшей недели первое заявление от одного из потерпевших было направлено в первый отдел полиции Мурманска. В документе также находится жалоба на незаконное лишение свободы на ледоколе. Второе такое заявление будет передано 7 октября.

Адвокат капитана судна Питера Уилкокса рассказал с его слов, что операция по захвату прошла с серьезными процессуальными нарушениями. «На судно напали вооруженные люди в балаклавах, они не представились, под угрозой оружия ограничили свободу экологов и экипажа. Помещение людей под стражу не было оформлено документально. Только потом был составлен протокол задержания, который капитан Уилкокс не подписал, поскольку отраженное в документе не соответствовало действительности», — рассказал защитник капитана Александр Мухортов.

Мухортов добавил, что обратится в Генпрокуратуру с вопросом о проверке законности действий в отношении задержанных. Он намерен попросить прокуроров выяснить, насколько адекватны действия следователей: сейчас защитникам не удается получить от следствия многие документы.

Не нравятся адвокатам и условия содержания арестантов. «В некоторых камерах холодно, а в туалетах установлены видеокамеры. Не все активисты получают доступ к питьевой воде и прогулкам в достаточном количестве.

Юристы также не считают правомерными условия перевозки в автозаках без еды, питья, отопления, туалета», — говорится в сообщении «Greenpeace России» со ссылкой на адвоката Сергея Голубка. Защитник заявил, что начинает разбирательство по этим нарушениям вплоть до обращения в Европейский суд по правам человека.

Тем временем старший механик ледокола голландец Маннес Уэбер из-за решетки предупреждает, что ледокол может затонуть без должного ухода. Он передал в Greenpeace письмо, адресованное главе Следственного комитета. Уэбер напоминает главе ведомства, что ледокол был арестован и находится в зоне ответственности СКР.

«Как старший механик судна должен предупредить вас о рисках, которые влечет за собой данная ситуация. В скором времени — если этого еще не случилось — генератор, вырабатывающий электричество для корабля, остановится. Вместе с этим перестанут работать и все основные функции на корабле, за исключением резервной системы, — пишет старший механик. — У корабля больше не будет системы аварийной сигнализации, обычные протечки забортной воды в моторное отделение не будут вызывать срабатываний сигнализации.

Вода, которая может попасть внутрь корабля через гребной вал, сдерживается сжатым воздухом. С остановкой генератора прекратится и подача сжатого воздуха, и сальники гребного вала не смогут предотвратить попадание забортной воды внутрь судна».

Механик говорит, что кроме основной системы и системы безопасности может выйти из строя система прогрева главного двигателя. «Охлаждающая жидкость, скорее всего, начнет вытекать из системы охлаждения в картер двигателя, повреждая подшипники коленвала (приводного вала), в связи с чем придется потратить много времени на дорогостоящий ремонт, прежде чем судно снова вернется в строй. Со всем уважением прошу вас рассмотреть возможность разрешить мне позаботиться о корабле, чтобы избежать серьезных неполадок и, в худшем случае, затопления судна», — говорит Уэбер.

Это письмо было написано после осмотра судна в минувшую пятницу. Тогда следователи с срочном порядке вывезли механиков из СИЗО и доставили их на ледокол для его осмотра. В случае затопления ледокола в акваторию Кольского залива может попасть более 200 тонн дизельного топлива.

Как стало известно «Газете.Ru», во вторник, 8 октября, в мурманском суде начнутся рассмотрения апелляционных жалоб на выбор меры пресечения в виде ареста для задержанных на ледоколе.

13 активистов Greenpeace, фотограф Денис Синяков и 16 членов экипажа ледокола были задержаны 19 сентября после акции экологов у нефтяной платформы «Газпрома» «Приразломная». Следователи потребовали для всех ареста на два месяца на время предварительного следствия. На прошлой неделе всем было предъявлено обвинение в пиратстве — по статье 227 УК РФ. Эта статья предусматривает наказание от 10 до 15 лет лишения свободы.