«Теперь придется объяснять его конфликт с патриархией»

В Пскове убит известный православный священник Павел Адельгейм

В Пскове убит известный православный священник Павел Адельгейм. Отца Павла заколол ножом, предположительно, душевнобольной гость, который жил в доме у священника. Адельгейм известен не только своим служением, но и конфликтами с правящим архиереем Псковской области. Несмотря на серьезные разногласия, отец Павел никогда не собирался покидать ряды РПЦ.

В Пскове в понедельник вечером был убит священник Русской православной церкви отец Павел Адельгейм. Полиция задержала преступника по горячим следам. «Это житель Москвы, 1986 года рождения. В настоящее время он находится в больнице, так как нанес себе ножевое ранение», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе УМВД по Псковской области. Областное управление СКР возбудило дело по статье «Убийство».

«Псковская лента новостей» передает, что тело отца Павла с ножевыми ранениями было обнаружено около 20.00 в понедельник в его доме № 7 по Красногорской улице. Очевидцы утверждают, что напавший на священника был похож на психически нездорового человека. «Он кричал, что убить священника ему велел сатана, а при задержании ударил себя ножом в грудь», — передает издание слова одного из них. Депутат местного областного собрания Лев Шлосберг уточнил, что

фамилия предполагаемого убийцы Пчелинцев, и он на самом деле душевнобольной и до понедельника прожил у священника три дня. Родственники якобы привезли его к отцу Павлу в надежде, что слово священника поможет ему излечиться.

Официальные источники эту информацию пока не подтверждают.

Трагическая мученическая гибель отца Павла Адельгейма потрясла православный мир. Его имя стало фактически нарицательным — он был чуть ли не единственным священником в России, кто сознательно и планомерно боролся с вертикалью власти в РПЦ.

Он выступал с резкой критикой иерархов и общего положения дел в церкви, но при этом покидать РПЦ не собирался.

Священник Дмитрий Свердлов, запрещенный в служении на пять лет, по официальной версии, за нарушение устава, рассказал «Газете.Ru», что известие о гибели отца Павла стало для него шоком. «Отец Павел — человек, который шел до конца. Многие из нас недовольны, не согласны с разными вещами, которые происходят в церковной и околоцерковной жизни, но молчат. А отец Павел выбрал этот путь и вне зависимости от результата действовал по той правде, которую чувствовал как Истину с большой буквы. И, видимо, дошел до логического конца», — сказал отец Дмитрий.

Священник Павел Адельгейм, которому 1 августа исполнилось 75 лет, родился в семье русских немцев. Его деда и отца расстреляли в конце 30-х — начале 40-х годов, мать арестовали, а его самого поместили в детский дом. Когда мать отправили по этапу в Казахстан, сын последовал за ней. В Казахстане Адельгейм случайно приобщился к жизни православной общины священника отца Севастиана. «Батюшка пробудил мой интерес к церковной жизни. Мое решение служить церкви созрело в тринадцать лет. Это действительно был замечательный пастырь, и общение с ним привело меня в храм навсегда», — вспоминал отец Павел.

В 1954 году он стал послушником Киево-Печерской лавры, а потом поступил в Киевскую духовную академию. Из академии Адельгейма выгнали спустя два года по политическим мотивам, и он поступил в Киевскую семинарию. С ректором заведения игуменом Филаретом отношения не заладились. Тот прославлял советскую власть, а юному Адельгейму это было не по душе: 1 мая он вместе с другом пошел к ректору выразить свой протест.

«Мы пошли, и Филарет произнес воспитательную речь о любви к советской власти: «Я сын шахтера, стал архимандритом и ректором. При какой другой власти это могло бы случиться? Под чьим небом вы живете? Чей хлеб едите? По чьей земле ходите? Вы неблагодарные, вас советская власть учит…» и т. д. Протест был последней каплей, и Филарет перед экзаменами заставил меня написать заявление об отчислении из Киевской семинарии «по собственному желанию», — вспоминал в одном из интервью священник.

В 1964 году отца Павла рукоположили в священники. В 1969 году он был арестован за распространение религиозного самиздата, а год спустя его обвинили в клевете на советский строй и осудили на три года лагерей.

По неофициальной версии, священника могли осудить за строительство храма или же по доносу бывшего однокашника. В тюрьме он потерял правую ногу и освободился из заключения инвалидом в 1972 году. С 1976 года отец Павел стал клириком Псковской епархии.

До 22 февраля 2008 года Адельгейм был настоятелем храма Святых Жен Мироносиц города Пскова. Затем освобожден от должности указом архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина), но с сохранением права службы. Сам Павел Адельгейм рассказывал, что конфликт с митрополитом длился 20 лет, то есть все время пребывания Евсевия в Псковской епархии.

За первые десять лет в чине митрополита Псковской епархии Евсевий отнял у отца Павла приход в Богданово, где тот построил новый храм при областной психоневрологической больнице, затем приход Писковичи, где Адельгейм прослужил 20 лет, закрыл созданный священником приют для сирот и свечную мастерскую, отнял здание школы регентов. Пытаясь осмыслить причины гонений, священник Павел Адельгейм написал в 2002 году книгу «Догмат о церкви в канонах и практике».

За нее митрополит Евсевий объявил Адельгейма служителем сатаны, осудил его самого и книгу на епархиальном собрании. Митрополит требовал, чтобы священник отрекся от книги и покаялся в клевете.

Адельгейм в ответ предлагал митрополиту указать, где в книге содержится клевета, но тот так и не отреагировал на предложение священника.

Спустя несколько лет возник очередной конфликт. В новом уставе прихода РПЦ от 2009 года отец Павел обнаружил, что у клириков есть обязанности, но нет прав, то есть устав был направлен на укрепление вертикали церковной власти и власти правящего архиерея. Адельгейм решил, что это незаконно, и указал митрополиту Евсевию на несовместимость законов РПЦ с церковными догматами, что усугубило конфликт отца Павла и митрополита.

«Думаю, что если бы не его сегодняшняя смерть, многие постарались бы дискредитировать роль его личности, но теперь это сделать не получится: священник погиб мученической смертью на своем посту. Так что теперь придется объяснять его конфликт с правящим архиереем, его конфликт с патриархией.

Его личность приобрела экстраординарный вес, и это можно рассматривать как перст указующий. Забыть его уже не получится», — говорит об отце Павле Дмитрий Свердлов.

Отец Дмитрий сравнил Павла Адельгейма с трагически погибшим 23 года назад священником Александром Менем, которого также критиковали представители консервативных кругов РПЦ. «Параллель совершенно очевидна. Думаю, что мы счастливые люди, если раз в 20 лет Господь будет нам посылать своего Александра Меня», — сказал Свердлов.

«В последние годы отец Павел был очень известным, но очень неудобным человеком, — считает библеист Андрей Десницкий. — У него всегда были убеждения, и он всегда их высказывал. Каким он был в молодости, таким он и остался до конца. Не знаю, остались ли у нас еще священники, которые позволят себе говорить с такой свободой».

Десницкий в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» напомнил, что главным трудом священника Павла Адельгейма стала книга «Догмат о церкви», в которой он поднял важный вопрос о наличии в РПЦ вертикали власти и несоответствия такого порядка вещей церковным канонам. «В этой книге он излагал свое видение общины как основы, на которой строится церковь, где нет такого равенства, как в демократической процедуре голосования, но есть принцип соборности, то есть никто не лишний и никто не должен быть отвергнут, — рассказал библеист. — Причем реформатором отец Павел не был. Это был человек, который свидетельствовал о своем опыте и приглашал к дискуссии. Но диалог так и не начался».