В четверг Тверской суд Москвы огласил приговор в отношении главы инвестфонда Hermitage Capital Management Уильяма Браудера и аудитора фонда Сергея Магнитского, обвиняемых в уклонении и пособничестве в уклонении от уплаты налогов (ст. 199 УК). Оглашение было назначено на 12.00, к этому времени все журналисты уже расположились в зале. Администрация суда специально выделила для этого события самое просторное помещение. Телевизионные журналисты выстроились стеной посреди зала, пишущие журналисты были вынуждены спрятаться за ними.
Когда судья Игорь Алисов появился перед многочисленными слушателями и начал читать приговор, корреспонденты закачали головами: судья говорил слишком тихо, чтобы его можно было услышать.
Даже при полной тишине гудение работающего кондиционера, который, впрочем, не спасал от духоты, было слышно гораздо четче.
В ходе прений прокурор попросил суд признать вину Магнитского и прекратить уголовное преследование в связи с его смертью, а Браудеру назначить девять лет колонии общего режима.
По версии обвинения, Браудер в 1999 году в Элисте (Калмыкия) основал компании «Сатурн инвестментс» и «Дальняя степь», зарегистрированные по одному адресу. В то время налог на прибыль в федеральный бюджет составлял 11%, в региональный — 19%, а в городской — 5,5%. Однако Браудер знал, что, если в штате предприятия имеется не менее 50% инвалидов, предусмотрена 50-процентная налоговая льгота. В Калмыкии также было предусмотрено освобождение от налогов — регионального и городского, если компания инвестирует в развитие города.
Магнитский официально не был работником этих компаний, но, как решили следователи, фактически выполнял функции главного бухгалтера. Якобы он же помог подыскать в фирмы инвалидов, которые были формально зачислены в штат за небольшую плату. Таким образом, согласно материалам дела, в компании были зачислены семь инвалидов, которые на самом деле уже имели работу, и для участия в афере им изготовили поддельные трудовые книжки. Кроме Браудера и инвалидов в штате больше никто не числился. Браудер лично подписывал их трудовые книжки, трудовые договоры и штатное расписание, говорилось в обвинительном заключении.
В августе 1999 года Браудер и Магнитский подали документы в городскую администрацию, чтобы «Сатурн инвестментс» и «Дальнюю степь» зарегистрировали в качестве предприятий, осуществляющих инвестиции в Калмыкию. Инвестиционные платежи составили по 1 тысяче рублей с каждой компании.
В итоге обе компании якобы незаконно сэкономили на налогах более 522 млн рублей.
При этом с августа 1999-го по март 2002 года фирмы Браудера и Магнитского, по данным следствия, никаких инвестиций не осуществляли. На сэкономленные деньги они якобы скупали акции крупных российских компаний, в частности «Газпрома», в которой доля участия иностранных компаний законодательно ограничивалась 9%.
Огласив за полтора часа приговор в отношении Магнитского, судья отметил, что не нашел оснований для его реабилитации, и прекратил уголовное дело в отношении него.
Приговор в отношении Браудера судья Алисов не стал зачитывать полностью, а огласил только вводную и резолютивную части. Судья обосновал это тем, что дело в отношении скрывающегося за границей подсудимого относится к сфере экономической деятельности (ч. 7 ст. 241 УПК).
Браудер по решению судьи приговорен заочно к девяти годам колонии общего режима.
Также Алисов лишил его права заниматься предпринимательством на территории России в течение трех лет. В конце своей речи судья особо подчеркнул, что при явке Браудера приговор по его ходатайству может быть отменен, а процесс будет возобновлен в обычном режиме.
Адвокат Браудера Кирилл Гончаров сообщил журналистам о намерении подать апелляционную жалобу, а адвокат Магнитского Николай Герасимов отметил, что родственники погибшего не давали ему каких-либо указаний на этот счет (оба защитника были назначены судом). Выступать перед телевизионными камерами они отказались, буквально сбежав от журналистов.
Сергей Магнитский скончался в ноябре 2009 года в СИЗО «Матросская Тишина», куда попал из-за уголовного преследования по данному делу. Его законные представители — мать Наталья Магнитская и вдова Наталья Жарикова — и их адвокаты отказались принимать участие в этом процессе.