Что изменилось
в Сирии за год

Инфографика
Виктория Волошина
о новых идеях сэкономить
на стариках

Хибины свернули дорогу

Экологи отстояли горный массив Хибины: промышленники отказались от строительтства трассы на месте будущего нацпарка

Анастасия Берсенева 20.05.2013, 15:25
Промышленники отказались строительства дороги через Хибины Михаил Мордасов/ИТАР-ТАСС
Промышленники отказались строительства дороги через Хибины

Территория горного массива Хибины в Мурманской области будет сохранена для туристов: промышленники пошли на компромисс с экологами. Фосфорная компания отказалась от планов строительства трассы через горы к руднику. Местные власти приступили к подготовке документов для создания национального парка «Хибины».

В понедельник официально получил развязку конфликт между экологами, защищающими природу горного массива Хибины на Кольском полуострове, и промышленниками, планирующими добывать там руду. Руководство «Северо-Западной фосфорной компании» (СЗФК) отказалось от планов по строительству технологической дороги, разрезавшей горы и ломавшей планы по созданию в Хибинах национального парка. А директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Игорь Честин провел переговоры с губернатором Мурманской области, обсудив дальнейшее развитие Хибин. «Благодаря взвешенной позиции областной власти мы вместе смогли найти компромиссное решение и вопрос не перерос в открытый конфликт», — заявил Честин.

Место для туристов и рудокопов

Хибины — самая доступная для российских туристов живописная часть Арктики: полтора дня на поезде из Москвы до города Апатиты, 15 минут до городских окраин, где начинается подножие гор. Летом здесь полярный день, зимой полярная ночь. Ежегодно горы посещает около 50 тысяч туристов. Кроме того, Хибины известны как месторождение апатито-нефелиновой руды: здесь добывается примерно 70% от мирового объема добычи этой руды.

Противостояние длилось более года. СЗФК получила лицензию от Роснедр на разработку двух апатито-нефелиновых рудников, один из которых — Партомчорр, находится на севере Хибин. Параллельно местные власти планировали (слишком медленно, по мнению экологов из Кольского центра охраны дикой природы и WWF России) создать на территории горного массива природный парк — особо охраняемую природную территорию (ООПТ), которую впоследствии можно было бы перевести в разряд «национальный парк». Нацпарками управляет уже не местная власть, а Министерство природы РФ.

Эти планы нарушало решение СЗФК о строительстве через Умбозерский перевал промышленной дороги, разрезающей горный массив пополам. В этом случае размеры будущего парка пришлось бы существенно уменьшить, экология территории оказалась бы под угрозой, а туристы лишились бы одного из любимых маршрутов. При этом руководство области не могло добиться от промышленников обоснования сделанного выбора — у компании было несколько вариантов перемещения руды, но они предпочли самый прямой и наиболее вредный для экологии.

«Переговоры сдвинулись с мертвой точки только после вмешательства в ситуацию Министерства природы России, — пояснил «Газете.Ru» председатель совета Кольского центра охраны дикой природы Виктор Петров. — Этой зимой эксперты географического факультета МГУ изучили все варианты строительства дороги через Хибины и подтвердили, что выбранный компанией — самый опасный для окружающей среды». Тогда министр природы Сергей Донской заявил, что они будут настаивать на менее вредном варианте. После этого переговоры получили дополнительный импульс.

Экологи отмечают, что в этот промежуток времени своей должности лишился гендиректор СЗФК, входящей в химический холдинг «Акрон», Сергей Федоров, настаивавший на строительстве трассы, а новое руководство компании предложило выход из конфликта.

В итоге стороны пришли к договоренности, что на территории рудника будет построен горно-обогатительный комбинат (ГОК) полного профиля, а уже затем обогащенная руда будет транспортироваться по железной дороге в обход Хибин. «Компания отказалась от этой идеи (отправлять добытую руду по дороге через горы. — «Газета.Ru»), решив вывозить уже готовую продукцию. Поскольку продукция будет более дорогой, то экономически выгоднее возить ее на железную дорогу в районе станции Имандра, до которой компания будет строить специальную железнодорожную линию. Таким образом, исчезает вредное воздействие на территорию парка, — сообщил «Газете.Ru» министр природных ресурсов и экологии Мурманской области Алексей Смирнов. — На днях эта информация была официально сообщена нам на заседании рабочей группы, которую возглавлял первый вице-губернатор Алексей Тюкавин. СЗФК обратилась в Минприроды с просьбой пересмотреть условия лицензионного соглашения, чтобы отодвинуть сроки начала разработки рудника: теперь им необходимо разработать проект строительства ГОК и затем его построить». Компания гарантировала, что не будет размещать на территории, предназначенной для парка, свои технологические объекты, добавил Смирнов. «Хочется подчеркнуть, что решение принято не под чьим-либо давлением, а является наиболее приемлемым, разумным и взвешенным», — подчеркнул новый гендиректор СЗФК Владимир Куницкий, отметив при этом, что первоначальная позиция компании была очень жесткой.

«ГОК будет строиться на территории малоценного молодого сосняка, зато в состав парка войдет часть Симбозерского заказника, который является «родильным домом» лосей», — пояснил директор WWF России.

С новыми планами компания начнет добывать руду на семь лет позже, чем это было предусмотрено выданной лицензией, говорит эколог Петров.

Он добавляет, что итоговое соглашение также не идеальный вариант: в Хибинах все-таки появится дорога — не технологическая, а строительная, которая после завершения возведения ГОК будет передана парку. Кроме того, для строительства комбината потребуется вырубить больше деревьев, чем было предусмотрено ранее. «Но это позволяет и сохранить производство, и создать парк», — говорит Петров.

После разрешения конфликта правительство Мурманской области решило пересмотреть концепцию создания парка в Хибинах, сообщил Смирнов.

Если ранее предполагалось сначала создать природный парк, а затем уже — национальный, то теперь документы будут готовиться сразу на нацпарк, говорит Смирнов. «На разработку документов нужны большие средства. Всемирный фонд дикой природы (WWF) России выступил с предложением поучаствовать финансово в этом процессе, — пояснил министр природы Мурманской области. — Плюс наши компании — горнодобывающие и горнообогатительные — не отказываются поучаствовать. Может быть, к концу этого года мы получим уже какие-то документы. В 2014 году будем резервировать территорию под нацпарк». По словам Смирнова, пока что в федеральном бюджете не предусмотрены деньги на новый нацпарк. «Будем ходатайствовать перед Минприроды о внесении в бюджет 2014 года изменений», — сообщил Смирнов.