Вузы проверят на занятость

Минобрнауки готовится к следующей масштабной проверке высших учебных заведений



Минобрнауки готовится к следующей масштабной проверке высших учебных заведений

Минобрнауки готовится к следующей масштабной проверке высших учебных заведений

Сергей Карпов/ИТАР-ТАСС
Минобрнауки готовится к следующей масштабной проверке высших учебных заведений. На этот раз наряду с государственными в мониторинге будут участвовать все частные вузы. Количество критериев увеличится; проверят, насколько успешно трудоустраиваются выпускники, а категорий «специфических» вузов станет больше. Массовых сокращений не ожидается.

Во вторник на заседании общественного совета при Минобрнауки обсуждали две главные темы относительно вузовской реформы: как в этом году проверять вузы, а также что делать дальше с теми, кто уже прошел результаты проверки и попал в какую-то определенную группу. Ситуацию обрисовал заместитель министра образования и науки Александр Климов, который курирует в ведомстве блок профессионального образования и отвечает за все процедуры, связанные с проведением вузовского мониторинга.

В прошлом году Минобрнауки впервые за всю историю существования высшей школы провело мониторинг всех государственных вузов (за исключением «закрытых» — оборонных и военных). Для того чтобы выявить неэффективные учебные заведения, было определено пять основных критериев: средний балл ЕГЭ студентов бюджетных и платных отделений, объем НИОКР (научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ) в расчете на одного педагога, количество окончивших вуз иностранных студентов (не считая страны СНГ), доходы учебного заведения в расчете на одного преподавателя, а также общая площадь принадлежащих вузу или находящихся «в оперативном управлении» вуза помещений. Для филиалов было введено еще три: численность, доля штатных преподавателей и степени профессорско-преподавательского состава.

При этом требования по количественным показателям для Москвы были выше, чем для регионов.

Система отбора была простая: если вуз или филиал имел показатели ниже определенного порогового уровня по четырем из пяти критериев, он попадал в «черный список». В итоге было найдено 136 вузов и 450 филиалов с плохими показателями. При этом среди отстающих оказались РГГУ, МАРХИ, МАМИ и много других уважаемых в вузовской среде учебных заведений. Затем всех поделили на три основные группы. В первую попали вузы, которые имеют признаки неэффективности, связанные со спецификой деятельности. Во второй были собраны те, кого предлагалось «оптимизировать». В третьей оказались кандидаты на реорганизацию.

Первый скандал в связи с неподчинением решению Минобрнауки случился в конце прошлого года: студенты и преподаватели РГТЭУ, который попал с третью группу, бастовали больше двух недель. Минобрнауки не пошло ни на какие компромиссы и жестко подавило мятеж: срочно был выпущен приказ о присоединении к Российскому экономическому университету им. Плеханова, Сергей Бабурин снят с должности ректора РГТЭУ, а на его место назначен бывший проректор университета им. Плеханова Андрей Шкляев. После того как конфликт был улажен, ни один из вузов не решился на протест.

К настоящему моменту, по данным Александра Климова, все вузы, попавшие под оптимизацию, представили программы, согласно которым они будут поправлять свое аварийное положение.

«Подъемные» на то, чтобы реализовать восстановительные мероприятия, по большей части выделяют регионы, в которых расположены вузы. «Регионы активно поддерживают свои вузы. По результатам предоставленных программ можно говорить о беспрецедентных мерах поддержки», — отметил Александр Климов. Минобрнауки собирается отслеживать, как будет проходить реализация «дорожных карт». Вузы, оказавшиеся в третьей группе, уже начали сливать с более успешными учебными заведениями. «Есть два варианта развития — присоединение к более успешному вузу либо объединение нескольких вузов в одно целое. При этом студенты и преподаватели никуда не исчезают», — пообещал Климов.

Что касается филиалов, то их ждет закрытие.

Особенно при этом пострадали неэффективные филиалы столичных вузов. «Типичная картина — 3% собственных преподавателей, 10% остепененности преподавательского состава, отсутствие своего помещения. Но если субъект настаивал на том, что филиал необходимо сохранить, мы шли навстречу. Филиалам, которые готовят по тем же направлениям, что и местные вузы, не было высказано ни одного слова поддержки. По большей части регионы не поддержали на своей территории филиалы московских вузов менеджерско-юридической направленности», — обрисовал ситуацию заместитель министра.

При этом член общественного совета, уполномоченный по правам студентов Артем Хромов заявил, что у студентов уже возникают большие проблемы в связи с закрытием филиалов и переводом в другой вуз. «В случае ликвидации филиалов нужно будет досдавать некоторые предметы — это создает массу проблем», — отметил он.

В 2013 году столь массовых преобразований и сокращений не ожидается.

Климов обнародовал предварительные предложения ведомства относительно следующей проверки вузов, которая теперь станет ежегодной. Во-первых, сдвинулись сроки проведения. Если раньше министр образования и науки Дмитрий Ливанов говорил о марте, то теперь ожидается, что все мероприятия, связанные с оценкой, начнутся в октябре 2013 года. Климов объяснил это «чисто процессуальными моментами». Дело в том, что в новом законе «Об образовании», который вступит в силу с 1 сентября, прописана норма, обязывающая частные вузы предоставлять данные для мониторинга. В прошлом году Минобрнауки не имело законных рычагов — и на добровольной основе предоставили сведения меньше одной трети частных вузов. «В этом году в соответствии с новым законодательством мы проводим единую кампанию по мониторингу. Мы впервые увидим картину по всем образовательным учреждениям — вне зависимости от того, государственный или негосударственный вуз».

В связи с тем что со стороны ректорского сообществ было много нареканий к критериям оценки, многие ожидали, что к следующему мониторингу они изменятся. «Критерии не характеризуют налог на добавочную стоимость. Результаты ЕГЭ – это входное сырье. На этот показатель влияет не вуз, а общество – зарплатами, престижем, социальным статусом и востребованностью профессии. Критерий обеспеченности учебными площадями тоже довольно странный, поскольку площадями наделяет учредитель. Международная деятельность тоже не имеет никакого прямого отношения к качеству. Пока найденные пять критериев не отражают точно характеристику деятельности вуза – подготовку специалистов и их квалификацию», — отметил член общественного совета, доцент федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Сергей Рукшин.

Но Климов дал понять, что имеющиеся критерии никто пересматривать не будет — их лишь расширят.

В придачу к пяти критериям будут добавлен шестой – данные об успешном трудоустройстве выпускников вузов. «Объединения работодателей настаивают на введении и показателя, характеризующего взаимоотношения системы высшего образования и сферы труда, — пояснил Климов. — Есть объективная информация по обращениям выпускников вузов в органы занятости. Она собирается по каждому вузу, и мы предлагаем использовать ее как шестой критерий».

Относительно специфических вузов, скорее всего, будут выработаны особые требования, которые соответствуют той или иной специфике. «Минкультуры предлагает критерий про балл ЕГЭ модифицировать и использовать вместо него результаты сдачи творческого вступительного экзамена, а также добавить критерий, свидетельствующий о том, насколько активно соответствующий вуз участвует в различных творческих мероприятиях», — рассказал Климов. Впрочем единого подхода к оценке вузов с определенной спецификой пока что не выработано.

По итогам заседания общественного совета стало понятно, что в придачу к творческим и медицинским вузам будет выделена как минимум еще одна группа, к которой будут применяться нестандартные методы оценки, – педагогические вузы. На этом настаивали члены общественного совета. «Нужна специализированная оценка педагогических вузов и вариативные показатели для их оценки», — предложил Олег Смолин.

Окончательные результаты по 2013 году будут известны ближе к зиме. «В течение осени мы подводим результаты, и дальше будут приняты решения», — заявил Климов.