Слушать новости
Слушать новости

Шойгу спасает Цаговский лес

Губернатор Московской области Сергей Шойгу вмешался в ситуацию вокруг Цаговского леса

Сергей Шойгу раскритиковал власти Жуковского за доведение ситуации вокруг Цаговского леса до «общественного взрыва» и потребовал наладить отношения с защитниками леса. Оптимистично настроенные активисты ждут, что губернатор остановит строительство и распорядится засадить вырубленную просеку. В городской администрации уверяют, что речь идет лишь о более тесном взаимодействии с общественностью и контроле за средствами, выделенными на компенсационное озеленение.

В ситуацию вокруг строительства автодороги через Цаговский лес вмешался Сергей Шойгу. Во вторник новый губернатор Подмосковья провел совещание в администрации Жуковского, где устроил разнос местным властям за доведение ситуации до «общественного взрыва». «Почему не провели референдум по этому вопросу, не посоветовались с местными жителями, не устроили общественные открытые слушания? Зачем довели ситуацию до такого, что пришлось приехать губернатору? Чего не хватило, чтобы выполнить проект без общественного взрыва?» — цитирует Шойгу «Интерфакс».

Начавшаяся еще в прошлом году вырубка Цаговского леса для строительства подъездной дороги от трассы М-5 «Урал» к Жуковскому возобновилась в конце марта. После этого недовольные жители города провели несколько митингов, а также разбили палаточный лагерь на опушке леса, который неоднократно разгоняли охранники застройщика и сотрудники полиции.

Губернатор потребовал выяснить, соответствуют ли действительности утверждения экозащитников о том, что были незаконно вырублены 3,7 гектара леса, и пообещал наказать виновных. А также поручил горадминистрации создать совместный контрольный совет с группой экологических активистов, чтобы вместе обсуждать ситуацию с Цаговским лесом. «Стройка идет, лес вырублен, граждане возмущаются. Если есть необходимость выпустить постановление губернатора о том, чтобы больше ни одного дерева здесь не упало, то я это сделаю, — заявил Шойгу. — У нас то один лес, то другой, пора заканчивать это. Прошу с уважением относиться к гражданам».

На будущее, отметил губернатор, следует подготовить законодательный акт о том, каким образом должны проходить общественные слушания «с учетом всех современных технологий».

«Раз за разом наступать на одни и те же грабли неправильно», — заявил Шойгу, поручив администрации города создать несколько больших питомников для выращивания леса, чтобы возместить вырубленные территории, а также территории, пострадавшие от пожаров. Из администрации губернатор направился в редакцию газеты «Жуковские вести», коллектив которой фактически возглавил движение в защиту Цаговского леса.

По словам главного редактора издания Натальи Знаменской, в редакции Шойгу предоставили заключение выполненного на деньги активистов геодезического исследования, подтверждающее факт превышения на 3,7 га площади согласованной вырубки. «Губернатор подтвердил нам свое решение о категорическом запрете всякого землеотвода в лесной зоне, — рассказала Знаменская «Газете.Ru». — А сразу после его ухода к нам пришел президент Национального центра авиастроения Тигран Алексанян, заявивший, что планировавшегося в лесу строительства гостиничного комплекса для центра не будет».

По словам Знаменской, во вторник был сделан большой шаг вперед и появилась надежда, что «беспредел в отношении гражданских активистов в Жуковском будет прекращен».

Однако, главный вопрос — об отказе от строительства через лес и выборе альтернативного маршрута — остался открытым.

«Многим хотелось, чтобы сегодня губернатор остановил реализацию проекта, но этого не произошло, — рассказала Знаменская. — Губернатор потребовал восстановить пункт общественного контроля в лесу, сформировать специальную комиссию с участием граждан для обсуждения проблем леса, а также поручил новому министру транспорта изучить проект и обсудить его с проектировщиками и строителями». При этом, если действительно будет проведена серьезная ревизия проекта, считает Знаменская, защитники леса постараются доказать, что альтернативные маршруты есть и с ними надо работать.

Между тем, поскольку заказчиком строительства дороги в Жуковском является администрация Московской области, а не федеральное ведомство, судьба Цаговского леса в отличие от Химкинского может быть решена на уровне регионального руководства.

При этом определяющим должен стать статус леса. На том же совещании в городской администрации Шойгу поинтересовался, кто именно оценивал состоянии леса и «давал заключение, что этот лес не является лесом, а является, например, кустарником». Когда же ему в ответ показали заключение Рослесхоза о том, что на территории Жуковского лесного фонда нет, губернатор возмутился: «А это что, не лес? Если вам скажут, что у вас не дочь, а сын, вы ее будете воспитывать как сына?»

Доказать, что находящийся в черте города лес — это действительно лес, а не древесно-кустарниковая растительность, в суде долгое время пытается комиссия местного совета депутатов по развитию особо охраняемых природных территорий. Дело в том, что еще в 1982 году Цаговский лес был признан местными депутатами особо охраняемой природной территорией — государственным памятником природы местного значения. Однако, когда появился проект строительства дороги, лес потерял этот статус по иску прокурора города.

Статус ООПТ был признан незаконным на том основании, что в 1982 году о принятом советом решении не было публикации в местных СМИ. «Но Жуковский тогда был закрытым городом, своих газет или телевидения у нас тогда не было. Да и как вообще можно говорить о том, что в 1982 году не было соблюдено требование законодательства, принятого только в 1993-м! — заявил «Газете.Ru» представляющий дело в суде депутат горсовета Андрей Иванов. — Нам не удалось убедить в абсурдности иска и решения об его удовлетворении областной суд, но надеемся, что в Верховном суде справедливость должна восторжествовать».

Впрочем, единого мнения относительно судьбы леса и проекта дороги нет и у депутатов. По словам Иванова, все обращения в инстанции о корректировке маршрута дороги идут от имени не всего совета, а одной комиссии по развитию ООПТ. «Мы считаем, что необходимо утвердить ООПТ в прежних границах Цаговского леса, — говорит Иванов. — Такой же точки зрения придерживаются и в Минприроды РФ, еще в 2010 году заявившем о незаконности лишения леса статуса ООПТ.

И мы очень надеемся, что руководство области даст согласие на то, чтобы вырубленная просека была вновь засажена и наш уникальный лес был полностью сохранен».

В самой администрации Жуковского, планирующей создание ООПТ на двух изолированных участках леса, которые останутся после того, как его разрежет дорога, результаты встречи с губернатором трактуют иначе. «Губернатор поручил организовать более тесное взаимодействие с общественностью. Уже завтра состоится заседание общественной комиссии, в которую приглашены и защитники леса, — рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь администрации Евгений Солодилин. — На повестке дня установка так называемого поста патрулирования для контроля за незаконной вырубкой (так как просека для дороги уже готова, никаких рубок больше быть не должно). Кроме того, гражданам будет представлен доклад администрации о том, что уже сделано по созданию ООПТ, и будет сформирована комиссия по контролю за 171 млн рублей, полученных в качестве целевой компенсации и направляемых на новое озеленение».

Сам проект строительства находится вне компетенции городских властей, отметил Солодилин. При этом, по его словам, ранее уже создавались комиссии по пересмотру проекта, однако никаких реальных предложений выработано не было: все возможные альтернативные маршруты оказывались несостоятельными.

«Но сегодня этот вопрос не стоит, обсуждается создание ООПТ и контроль за расходованием средств с привлечением общественности», — отметил представитель администрации.

Любые разговоры об ООПТ на территории Цаговского леса после того, как его рассекут автомагистралью, не более чем лицемерие, считает руководитель Московского городского общества защиты природы Галина Морозова. Дорога очень быстро приведет к полной деградации оставшихся фрагментов леса.

Кроме того, эксперта удивляет сама постановка вопроса губернатором области. По мнению Морозовой, речь должна была идти не столько о взаимодействии с общественностью, сколько о соблюдении действующего законодательства.

Как пояснила эксперт, Цаговский лес полностью расположен в пределах городской черты, является городским лесом и его вырубка прямо противоречит Лесному кодексу, в соответствии с которым изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

«Мнение граждан чиновники обязаны спрашивать, если предполагаемая градостроительная деятельность соответствует требованиям закона, а вырубать защитный лес нельзя вне зависимости от того, согласны с этим горожане или нет, — пояснила Морозова «Газете.Ru». — Как я прочла в новостях, глава Жуковского Александр Поповников заявил Шойгу, что большинство жителей выступает за строительство дороги через лес, а протестуют те, кого не смогли в этом убедить. Но ведь хорошо известно, как «убеждают»: можно пригласить на слушания не жителей города, а тех, кто в нем работает, можно, как это было в Битцевском лесу, начать собирать подписи и представить их как результаты слушаний, просто сфальсифицировать. И, если власти будут слушать такие «пожелания», мы вернемся в 37-й год».

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть