Тюмень хоронит жертв

В Тюмени прошли первые похороны погибших в катастрофе ATP-72



В Тюмени прошли первые похороны погибших в катастрофе ATP-72

В Тюмени прошли первые похороны погибших в катастрофе ATP-72

ИТАР-ТАСС
В Тюмени прошли первые похороны погибших в катастрофе ATP-72. Хоронили тех, кто первым прошел опознание и чьи родственники быстрее всех оформили документы. Следственный комитет официально подтвердил, что самолет, вероятнее всего, разбился из-за того, что не был обработан противообледенительной жидкостью (ПОЖ). В «ЮТэйр» заявили, что, не дожидаясь окончания расследования, впредь будут обрабатывать ПОЖ все борты этого типа вне зависимости от погодных условий.

В первый день траура, объявленного из-за падения ATP-72, в Тюменской области прошли церемонии прощания и похороны жертв авиакатастрофы. В среду хоронили тех, кто был опознан почти сразу после трагедии, то есть 3 апреля (к настоящему моменту, по официальным данным, родственники опознали уже 26 из 31 погибшего). Накануне в оперативном штабе говорили, что проститься должны были как минимум с девятью погибшими, в том числе членами экипажа самолета и бортпроводниками. Капитана экипажа Сергея Анцина должны были похоронить в Сургуте.

С большинством жертв скромно прощались во 2-й областной больнице. Гробы с телами Ольги Абрамовой и Татьяны Пачежерцевой, летевших в Сургут с другими выпускниками СургутНИПИнефть на конференцию молодых ученых (Абрамова была руководителем этой группы), были выставлены в Большом драматическом театре Перми.

К 13.00 на панихиду там собралось больше сотни человек — в основном родственников и друзей. Некоторые тюменцы, впрочем, попали на эти поминки случайно. «Я вообще не планировала, просто живу рядом, увидела гробы, венки, катафалки и поняла, что хоронят тех, кто погиб в Рощино. И зашла. Это очень страшно — то, что произошло. Мне очень жаль этих людей. На их месте мог оказаться каждый», — сказала одна из таких жительниц Тюмени, стоявшая в отдалении от толпы друзей, коллег и родственников. После отпевания гробы и венки, среди которых был и «От губернатора Тюменской области», увезли на Червишевское кладбище. Одна из родственниц Абрамовой, прилетевшая на похороны из Екатеринбурга, успела выразить недовольство тем, что о ходе расследования семье приходится узнавать из СМИ, хотя близким погибших, по ее мнению, «должны предоставлять точную и правдивую информацию».

Для жителей Тюмени катастрофа самолета остается главной новостью последнего времени, но в версиях они путаются. «Слушаешь радио в машине, но понять что-то трудно. Сначала говорили, что у него двигатель в полете отказал. Я тут подвозил одну женщину: так она вообще утверждает, что самолет, когда еще на взлетной полосе был, загорелся. Кто на что горазд, в общем», — говорит таксист Александр по дороге из города в село Горьковка. До Горьковки от взлетной полосы «Рощино» не больше двух километров, от территории аэропорта населенный пункт отделяет так называемая страховочная зона — поле, на котором до сих пор находятся части упавшего самолета, и небольшой лес, в котором приезжие журналисты проделали тропу к месту крушения. Жители села, из домов которых прекрасно видно движение самолетов, пребывают в смешанных чувствах: они сожалеют, что в катастрофе погибло «столько народу», но довольны, что «махина не рухнула на дома». «Тут много детей, село довольно большое. Ужас, конечно, но было бы еще страшнее, если бы самолет упал на нас», — говорит Олеся (свою фамилию называть она не захотела). Сама она не застала момент падения лайнера — лишь слышала «звук, похожий на выхлоп автомобиля», и видела дым, который тянулся из-за леса.

Стюардесса Юлия, которая 3 апреля была на работе, упоминает две версии, о которых она слышала за последние дни: про отказ двигателей и обледенение крыльев самолета: «Но, скорее всего, конечно, это обледенение. Самое страшное, это когда понимаешь, что ты мог бы оказаться на этом рейсе и что ты не защищен от таких ситуаций». «Буквально в тот же день в «Рощино» произошел другой случай. У одного из «Боингов» отказали двигатели в тот момент, когда он уже был готов вылететь. Пришлось менять самолет на Ту-154, так всегда делают в таких ситуациях. Слава богу, что неполадки обнаружились на земле», — говорит она. Сейчас в «ЮТэйр» «довольно нервная обстановка», добавляет стюардесса — в первую очередь из-за многочисленных проверок после трагедии.

В среду в СК официально подтвердили, что, скорее всего, самолет упал из-за того, что его не обработали антиобледенительной жидкостью (ПОЖ) — это «наиболее вероятная версия».

Как сообщили следователи, «версия подтверждается показаниями свидетелей, которые должны были проводить эти работы 2 апреля, и записями камер видеонаблюдения аэропорта». «Сотрудники аэропорта тут ни при чем. Это «ЮТэйр-техник», структура, которая имеет другое юридическое лицо», — ответил директор Рощино Владимир Поляков на вопрос, кто, на его взгляд, должен отвечать за обработку ПОЖ. В свою очередь, гендиректор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов заявил, что обработка борта обычно оставляется на усмотрение экипажа, но в данном случае экипаж «действовал в установленном порядке».

Тем не менее, сообщил он, в ближайшие дни компания собирается изменить правила: теперь обрабатывать ПОЖ будут все самолеты.

«Это не будет решение выпускающей бригады, не будет решение экипажа, будут установлены те критерии, при которых противообледенительная обработка будет производиться всегда, вне зависимости от фактического состояния аэродинамических поверхностей самолета», — заявил он, добавив, что хоть авиакомпании предстоят «дополнительные затраты», «но это предотвратит подобного рода ситуации и исключит влияние человеческого фактора».

Сейчас на место трагедии прилетели представители французских производителей судна АТР. Производители уже сталкивались с потерей самолета из-за обледенения: это была первая катастрофа АТР-72 компании American Eagle в 1994 году в США. Тогда самолет потерял управление, рухнул, не дождавшись посадки. Причиной трагедии эксперты назвали обледенение элеронов в условиях повышенной влажности и низкой температуры. После этого требования к эксплуатации АТР, в том числе в условиях ледяного дождя, пришлось перерабатывать. А компания отказалась от использования самолетов.