Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Коктейль из ненависти и провокации

В Нижнем Новгороде закончено расследование дела против школьников, пытавшихся поджечь приемную депутата

В Нижнем Новгороде закончилось расследование дела школьников, полгода назад попытавшихся поджечь приемную депутата «Единой России», они обвиняются в хулиганстве, совершенном из ненависти к социальной группе «партия Единая Россия». Адвокаты обвиняемых утверждают, что школьников спровоцировали на преступление.

Расследование уголовного дела «нижегородских поджигателей», фигурантами которого являются два подростка из Санкт-Петербурга — одиннадцатиклассники Илья Ульянов и Дмитрий Яшков, длилось полгода. По данным следствия, в ночь с 31 августа на 1 сентября школьники подошли к приемной депутата нижегородского законодательного собрания, единоросса Вадима Жука и кинули в офис народного избранника два самодельных «коктейля Молотова». Пожара не произошло, а Ульянова и Яшкова, которым на момент совершения преступления было 16 и 17 лет соответственно, задержали по горячим следам.

1 сентября 2011 года неназванный источник в нижегородских правоохранительных органах сообщил информагентствам, что подростки «придерживаются националистических взглядов» и не скрывают этого, а задержали их не рядовые полицейские, а сотрудники областного центра по противодействию экстремизму (центра Э) и центра специального назначения ГУ МВД России по Нижегородской области (спецназ). В Нижний Новгород подростки, сообщили тогда в правоохранительных органах, прибыли, чтобы устраивать поджоги, взрывы (в частности, административного здания и магазина) и убийства: они якобы намеревались ликвидировать одного из руководителей нижегородского центра Э. На снятой школьниками квартире в ходе обыска оперативники, как сообщалось, нашли две бутылки с зажигательной смесью, компоненты для изготовления взрывчатых средств и экстремистскую литературу.

Ульянова и Яшкова арестовали уже на следующий день после задержания: 2 сентября Ленинский суд Нижнего Новгорода отправил их на два месяца в СИЗО. Позже меру пресечения изменили — сейчас подростки находятся в Санкт-Петербурге под домашним арестом. Уголовное дело изначально было возбуждено по ст. 167 УК (порча чужого имущества), однако чуть позже состав заменили — теперь они подозреваются по ст. 213 УК (хулиганство), по которой им грозит до 7 лет лишения свободы.

Защита подростков и сами подозреваемые не отрицают, что фигуранты дела действительно закидали «коктейлями Молотова» приемную депутата.

Как утверждают их адвокаты, школьники выступали против засилья табака, алкоголя и наркотиков — и атакой на приемную депутата решили привлечь внимание к бездействию государства в этих вопросах. Однако, как говорят защитники, за время расследования так и осталось непонятным, зачем подростки из благополучных семей Санкт-Петербурга отправились привлекать к себе внимание в незнакомый регион, почему выбрали в качестве объекта для атаки приемную Вадима Жука и почему именно сотрудники центра Э участвовали в задержании молодых людей и сделали это настолько оперативно. «Сразу встал вопрос, действовали ли два неопытных школьника самостоятельно или им кто-то помогал», — говорит Закутайло.

Оказалось, что в деле есть третий человек – некий Алексей Дмитриев, который, как отмечает Закутайло, ссылающийся на показания школьников, был идейным вдохновителем, а попросту – провокатором, сподвигшим одиннадцатиклассников «на этот глупый поступок»: «Причем сделал он это специально, а не по глупости. Все дело прямо и косвенно строится на фигуре Дмитриева». О существовании Дмитриева, его руководящей и направляющей роли в деле поджигателей школьники заявили на первом же допросе, говорит адвокат Дмитрия Яшкова Артем Баконин. Упоминание этого человека есть в материалах следствия.

По словам Закутайло, подростки познакомились с Дмитриевым в интернете. Все трое общались в социальных сетях — Ульянов и Яшков из Санкт-Петербурга, а Дмитриев из Нижнего Новгорода. «Поначалу они просто общались, потом Дмитриев начал присылать им ссылки на националистические сайты. Там они и продолжили общение. Как-то он прислал ссылку на видео, которое показал Пятый канал. Называется «В Нижнем Новгороде задержаны трое бомбистов» (репортаж посвящен задержанию троих националистов за изготовление взрывчатых веществ). Он им сказал, что это про него. А это значит, что он должен был проходить по уголовному делу, которое наверняка вели в центре Э, поскольку речь шла о националистах. То есть этот человек явно был связан с оперативниками, он с ними, видимо, сотрудничал», — отмечает Закутайло.

Вскоре, по его словам, Дмитриев предложил школьникам приехать в Нижний Новгород — те согласились. «Как они говорят, он их встретил на такси, отвез на заранее подготовленную квартиру, а потом еще и показал место, где они могли бы привлечь к себе и своим убеждениям больше внимания. Это была приемная депутата Жука – туда он их и отвел буквально за руку», — утверждает Закутайло. Адвокат убежден, что дело «нижегородских поджигателей» было изначально спланировано, а подростков просто подставили. На это указывает как поведение Дмитриева, который беспрепятственно скрылся с места преступления, которое было окружено спецназом, так и оперативность сотрудников центра Э. Закутайло утверждает, что видел оперативную съемку того, как Ульянов и Яшков кидают «коктейли Молотова» в приемную нижегородского единоросса. Сам факт съемки, по его мнению, указывает на то, что «оперативники знали, куда и когда подойдут ребята», чтобы зафиксировать преступление и поймать — и помог им в этом как раз Дмитриев. «И задержаны они, конечно, были на месте, а не по горячим следам», — недоумевает адвокат. Кроме того, сам Дмитриев, когда давал целевые установки школьникам, настрого запретил им в случае их задержания говорить о нем, поясняет Закутайло – это, по его мнению, также «наводит на определенные мысли», поскольку Дмитриев изначально предполагал, что все может закончиться плачевно.

Защита подростков убеждена, что судить нужно не школьников, а того, кто спровоцировал их на поджог.

«Это 151 ст. Уголовного кодекса – «Вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий». Школьники в данном случае жертвы. Никто с них не снимает ответственности за то, что они сделали, но они не заслужили семи лет: их подставили», — утверждает Артем Баконин. Но сотрудники Следственного управления управления МВД России по Нижнему Новгороду, где велось расследование дела против подростков, не могли найти Дмитриева, хотя, как утверждает Баконин, защита передала им его мобильный телефон и даже фотографию. «Я нашел этого человека по своим каналам, достал его фотографию, где он стоит в нацистской форме, нашел записи акций с его участием на Youtube, предоставил следователю, но она ничего не делает», — говорит он. Следователь нижегородского Следственного управления УМВД Людмила Блинова, которая ведет дело Ульянова и Яшкова, отказалась от комментариев.

В областном центре Э, в свою очередь, говорят, что обезвредили опасную экстремистскую группу.

«Я очень много читал, что пишут по этому делу. Позиция адвокатов понятна: они пытаются выгородить тех, кого они защищают, всеми возможными способами. Но никакого третьего человека не было: задержали двоих, которые хотели поджечь приемную депутата, точка. Пусть скажут спасибо, что мы их обезвредили. Они и к вам в Москву собирались — натворили бы делов», — еще до окончания расследования заявлял «Газете.Ru» источник в областном центре Э, пожелавший остаться неназванным.

«Изначально в СМИ появилась информация, что молодые люди из Санкт-Петербурга приехали в Нижний Новгород просто отдохнуть и их спровоцировали сотрудники центра Э. Теперь ясно, что это не соответствует действительности, а сами «хорошие» школьники еще до приезда задались целью провести акции провокационного характера и в других городах России», — заявил «Газете.Ru» начальник ГУ МВД по Нижегородской области Иван Шаев. Полицейские из Санкт-Петербурга после задержания подростков в Нижнем Новгороде выразили признательность нижегородским сотрудникам правоохранительных органов за проделанную работу, отметил Шаев, отказавшись комментировать дело «поджигателей» в интересах следствия.

К делу приобщены результаты социологической экспертизы, которую следователи заказывали Приволжскому филиалу института социологии РАН незадолго до окончания расследования.

Эксперты Александр Труфанов и Сергей Балабанов пришли к выводу, что «всероссийская политическая партия «Единая Россия» является социальной группой», поскольку партия — это «организованная группа людей, структурно оформленная на основе единых социально-политических взглядов, имеет устав, выражает социальные нормы и ценности, основанные на интересах большинства населения Российской Федерации».

Депутаты, состоящие в партии, «которая по определению является социальной группой», автоматически считаются представителями этой общности людей, утверждают сотрудники Приволжского отделения РАН. Следовательно, поджигая приемную Жука, школьники действовали против социальной группы «депутаты «Единой России».

Адвокаты с выводами экспертов не согласны. «Я говорил со многими социологами, которые в недоумении от итогов этой экспертизы. Нельзя считать депутатов «Единой России» социальной группой, потому что в этой партии состоят представители совершенно разных социальных слоев», — говорит Баконин.

В конце недели обвиняемых привезут в Нижний Новгород для ознакомления с материалами уголовного дела. После этого оно будет передано в суд.

Эксперты не исключают, что в случае с делом против школьников действительно могла иметь место провокация. По словам директора «Комитета против пыток» Игоря Каляпина, у правозащитников часто возникают сложности с местным центром Э. «Буквально три недели назад у нас задержали сотрудника, который возвращался из командировки. Изъяли все флешкарты, на которых находилась куча важных юридических документов по уголовным делам, которыми он занимался. Несмотря на то что прокуратура и суд признали изъятие вещей нашего сотрудника незаконным, ничего не возвращено, хотя прошел уже почти месяц. И можно только догадываться, что у них происходит в сфере оперативно-разыскной деятельности, которая осуществляется в соответствии с принципами конспирации», — говорит он.

«Часто бывает, что такие дела придумываются, что называется, на ровном месте. И не исключено, что это относится к делу «нижегородских поджигателей», хотя мы доподлинно не знаем, что там на самом деле произошло, — заявил «Газете.Ru» директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский. — Если была провокация, то вопрос, кто виноват — история дореволюционная: офицер, который давал указание своему агенту, или агент, потому что часто так бывает, что агенты водят за нос обе стороны – и жертву, и заказчиков».

Новости и материалы
В Раде назвали неожиданное условие для завершения конфликта на Украине
Начались российско-пакистанские тактические учения «Дружба-2024»
Крупнейшая пивоваренная компания РФ хочет перейти на отечественный хмель
В Карелии разразился скандал из-за гербов с ошибкой в местном парке
Кадыров провел встречу с принцем Саудовской Аравии
Дайвер сделал украшение из застрявшего в его руке зуба акулы
Алиев назвал «далекими от реальности» предложения Пашиняна о подписании мирного договора
Московский суд вынес приговор французу Винатье
Экс-сотрудник «Беркута» стал вице-губернатором Самарской области
Опубликован окончательный дизайн Samsung Galaxy S25 Ultra
Россиянам назвали пять признаков неисправного рулевого управления автомобиля
В Госдуме отреагировали на демонстрацию Вучичем флага России на матче Лиги наций
Россиянина, задержанного в Финляндии за обход санкций, освободили из-под ареста
Ветерана СВО обокрали и отвезли работать за 900 рублей в день
В подполье сообщили об уничтожении иностранных офицеров около порта Одессы
Кушанашвили объявил о «триумфальной» победе над раком
В МИД РФ отреагировала на критику Украины в адрес Джареда Лето
Названа главная ценность работы, за которую дали Нобеля по экономике
Все новости