Капитан признался не во всем

Капитан лайнера Costa Concordia солгал следствию

Капитан затонувшего в Средиземном море лайнера Costa Concordia признался, что соврал на допросе. Франческо Скеттино рассказал, что не встал на якорь сразу после столкновения с рифом, как утверждал ранее, и решил проплыть мимо острова Джилио, чтобы поприветствовать своего друга.

Капитан лайнера Costa Concordia Франческо Скеттино на трехчасовом допросе 17 января сознался: утверждение о том, что он встал на якорь сразу после столкновения с рифом, было ложью. Об этом пишет итальянская Corriere della Sera.

По данным издания, Скеттино вынудила изменить показания 40-минутная видеозапись, которую сделали итальянские таможенники на месте происшествия. Она не предполагает двойных толкований: на видеоматериалах видно, что Скеттино бросил якорь не сразу.

Кораблекрушение случилось в ночь на 14 января, когда огромный пассажирский круизный лайнер с 4234 пассажирами и членами экипажа на борту напоролся на риф. 11 человек погибли, 28 до сих пор числятся пропавшими без вести.

Кроме признания во лжи во время допроса капитан изменил первоначальную версию своего поведения до и после аварии. Если раньше Скеттино утверждал, что судно попало на мель, потому что он затянул с решением, то после допроса выяснилось, что на самом деле капитан хотел передать привет своему коллеге и другу Марио Теренцио Паломбо. В момент столкновения они разговаривали по телефону. С другой стороны, Скеттино продолжает утверждать, что шел точно по запланированному курсу. «Я плыл на глазок, потому что я хорошо знаю глубину воды здесь и уже три-четыре раза я проделывал подобный маневр», — цитирует Скеттино Corriere della Sera. По заявлению следователей, между 21.42 и 22.58 (00.42 и 1.58 мск) — сразу после столкновения и до начала эвакуации — капитан успел еще три раза позвонить владельцу лайнера, управляющему морскими круизами Роберто Феррарини. Содержание разговоров пока неизвестно.

Одно из обвинений, предъявленных капитану Costa Concordia, заключается в том, что он сбежал с тонущего судна. Скеттино это обвинение отрицает и заявляет, что на самом деле помогал пассажирам садиться в шлюпки, а благодаря его маневрам были спасены тысячи жизней.

Помогая беспомощным туристам, Скеттино споткнулся и упал в спасательную шлюпку, где оказались его помощники.

Защитник капитана адвокат Бруно Лепоратти сказал в интервью AFP: «Скеттино рассказал судьям, что не покидал судно и спас тысячи жизней. Он отстаивает свое решение поменять курс после столкновения с рифом, потому что это спасло человеческие жизни». Капитан утверждает, что экипаж смог эвакуировать 4 тысячи человек, в то время как на самом деле лишь 40 пассажиров покинули судно на спасательных шлюпках — остальные оказались в воде, откуда их доставали спасатели, или были эвакуированы непосредственно с полузатопленного лайнера. Мнение адвоката не помешало прокурору Франческо Верусио выдать ордер на арест капитана. В субботу, 14 января, капитан был задержан, но во вторник тюремное заключение заменили домашним арестом.

Капитан Скеттино обвиняется в многочисленных убийствах и халатности, а также в том, что покинул судно.

Руководитель отдела по морскому праву Коллегии адвокатов Барселоны Хайме Родриго де Ларрусеа также считает, что капитана надо подвергнуть уголовному преследованию. В комментарии испанской La Vanguardia де Ларрусеа рассказал: «По свидетельству очевидцев, капитан покинул судно, что противоречит морским законам, в соответствии с которыми капитан должен оставаться на борту до тех пор, пока есть даже минимальная возможность спасти судно, к тому же на лайнере еще оставались пассажиры. Это больше, чем халатность, это преступление, нарушение итальянского законодательства. Ему «светят» 15—20 лет заключения».

Это было не единственное нарушение, допущенное капитаном Costa Concordia.

По международным морским правилам, если круиз длится больше 24 часов, перед выходом в море необходимо выполнять учебную эвакуацию: надевать спасательные жилеты, организованно подниматься к месту сбора пассажиров. В случае с Costa Concordia было нарушено и это правило.

Сейчас следствие проверяет капитана на наличие алкоголя и наркотиков в крови.

Пассажиры, оказавшиеся на злополучном лайнере и чудом оставшиеся в живых, до сих пор не могут оправиться от потрясения. Некоторые из них проявили себя настоящими героями в момент трагедии. Одна из выживших, француженка Николь Сервель, спаслась благодаря мужу, сообщает AFP. В последний момент тот отдал ей спасательный жилет, потому что Николь не умела плавать. Муж Сервель — один из двух французов, погибших при крушении. «Я обязана жизнью мужу, — цитирует Николь Сервель Le Figaro. — Он отдал мне свой жилет и закричал, чтобы я прыгала в воду. Я боялась, и поэтому он прыгнул первым. Следом я тоже оказалась в воде. Температура была не выше восьми градусов.

Муж закричал: «Не переживай, я выберусь». Больше я его не видела. Пока я находилась в воде, я думала о своих детях и внуках. Чтобы выдержать. Чтобы выжить».

Итальянка Валентина Капуано, которой также посчастливилось спастись, повторила судьбу своей бабушки, которая выжила после крушения «Титаника» почти столетие назад. 30-летняя уроженка Неаполя рассказала итальянской газете La Pepubblica, что она будто пережила историю вековой давности, которую ей рассказывала бабушка. «Это было ужасно», — сказала Валентина.

Поиски пропавших без вести были приостановлены утром в среду из-за ухудшения погодных условий и смещения судна. Эксперты из голландской компании «Смит» утверждают, что ликвидация последствий крушения может занять месяцы. Специалисты этой компании будут заниматься откачкой 2300 тонн топлива из баков Costa Concordia, сообщает ИТАР-ТАСС. Пока утечек топлива не обнаружено, но опасность экологической катастрофы в заповедной акватории Джилио все еще есть. После откачки горючего судно разберут или отбуксируют в порт.