Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Прокуратура отшвартовалась от платформы

Затонувшая буровая платформа «Кольская» незаконно вела разработку скважины, считают прокуроры

Камчатская природоохранная прокуратура отозвала из суда иск к компании «Газфлот», по заказу которой буровая платформа «Кольская» работала на шельфе Камчатки. Ранее прокуратура заявила, что компания не имела права вести там работы, потому что проект бурения скважины получил отрицательное заключение Государственной экологической экспертизы.

Во вторник стало известно, что Камчатская природоохранная прокуратура, ранее сообщавшая, что буровая платформа «Кольская» вела незаконные работы на Камчатке, отозвала свой иск из Черемушкинского суда Москвы. Представители прокуратуры заявили, что «все нарушения уже устранены», передает РАПСИ.

Речь шла о претензиях к компании «Газфлот» — «дочке» «Газпрома», которая вела буровые работы на Западно-Камчатском шельфе.

Скважину разрабатывали бурильщики с платформы «Кольская», затонувшей в минувшие выходные. Их работу курировал подрядчик — компания «Арктикморнефтегазразведка». Бурильщики завершили работы на скандальной скважине в Охотском море и платформу буксировали к берегу. 18 декабря платформа затонула. На ее борту были 67 человек, из них живыми были обнаружены только 14.

Об обнаруженном ими нарушении законодательства при разработке скважины сообщили сотрудники Всемирного фонда дикой природы (WWF).

«В сентябре мы обнаружили на сайте Росприроднадзора отрицательное заключение по проекту разработки шельфа от Государственной экологической экспертизы», — рассказал «Газете.Ru» руководитель программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России Алексей Книжников. По его словам, экологическую проработку проекта делала компания ДИЭМ. В это время буровая платформа уже несколько дней находилась в Охотском море между Камчаткой и Сахалином. «Но по российскому законодательству нельзя начинать работы без положительного заключения экологов, — утверждает Книжников. — Мы незамедлительно проинформировали и компанию, и прокуратуру о нарушении. Однако работы продолжались. Прокуратура Камчатского края подержала нашу позицию и в связи с незаконными действиями «Газфлота» подала иск в Черемушкинский суд Москвы».

По его словам, 17 октября представители 15 природоохранных организаций, а также Ассоциации рыбопромышленников и Ассоциации коренных малочисленных народов написали открытое письмо президенту, но глава государства не вмешался в ситуацию.

Книжников с удивлением узнал от «Газеты.Ru» о том, что иск был отозван из суда. «Там такие нарушения были, которые невозможно сразу устранить», — пояснил он. Впрочем, он не исключил, что «Газфлот» решил отказаться от дальнейших работ на шельфе. «Как мне кажется, работы на скважине были закончены по плану, поскольку на то давление, которое и мы, и прокуратура оказывали, компания не отреагировала», — заключил представитель WWF.

В обширном пресс-релизе, который был опубликован на сайте прокуратуры Камчатского края 21 октября, сказано, что акватория, в которой шло бурение, является местом обитания видов китов, занесенных в Красную книгу. Там много важных промысловых видов минтая, камбал, трески, палтусов. На акватории западной Камчатки обитают крупнейшие стада нерки и горбуши, многочисленные виды лососевых — кеты, кижуча и чавычи. Там же проходят пути миграции лососей.

«Согласно заключению экспертной комиссии, представленная на государственную экологическую экспертизу документация (по проекту. — «Газета.Ru») не соответствует экологическим требованиям, установленным российским законодательством в области охраны окружающей среды», — говорится в сообщении прокуратуры. По ее данным, «предусмотренная проектом технология не соответствует спецтребованиям». Нет оценки воздействия на орнитофауну и мероприятия по снижению этого воздействия. Есть значительные разночтения по компонентному составу и объему бурового раствора, а также объемов шлама, образующегося при бурении первых интервалов скважины. Есть ряд замечаний к проектной документации по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов.

Также эксперты заметили, что была необоснованно исключена из сценариев аварийная ситуация, при которой происходит неконтролируемый выброс углеводородов (газового конденсата) из скважины.

Кроме того, разработчики не предоставили карты территорий, подверженных загрязнению, с расположением мест обитания и путей миграций морских животных и рыб. Также не было информации о техническом обеспечении проектов по локализации разлива углеводородов, а также защиты береговой линии от возможного берегового загрязнения.

Камчатская природоохранная прокуратура даже выносила представления в адрес руководителей «Газфлота» и «Арктикморнефтегазразведки» об устранении нарушений. Еще одно представление было направлено прокуратурой председателю правления «Газпрома» с требованием привлечь к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. Были ли выполнены эти представления — неизвестно.

Выяснить, почему именно Камчатская природоохранная прокуратура отозвала иск, во вторник не удалось, как и комментарии «Газфлота».

«Газпром», в свою очередь, официально заявил, что затонувшая платформа не имеет отношения к компании. «Платформа действительно вела буровые работы на западнокамчатском шельфе в Охотском море по подряду для ООО «Газфлот». Однако к настоящему времени ее работы для «Газпрома» закончены, и платформа направлялась на базу», — сообщили в компании «Интерфаксу».

До сих пор неизвестно, что именно стало причиной аварии. Это выясняют следователи.

Первоначально агентства передавали со ссылкой на Минтранс и Ространснадзор, что во время буксировки платформы произошло разрушение газоотводящих трубок танков, в результате внутрь сооружения стала поступать вода.

Одновременно были выбиты иллюминаторы в столовой, не исключено, что стекла мог разбить лопнувший трос — с помощью тросов платформу буксировали два судна. «После того как масса воды внутри стала критической, платформа перевернулась и затонула в течение 20 минут, — заявил РИА «Новости» губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко. — Глубина моря в данном районе более тысячи метров». Один из спасенных, помощник бурильщика Сергей Грауман рассказал агентству, что всем приказали надеть гидрокостюмы, а ему и еще четырем дали задание подготовить шлюпки. Когда они только приступили к работе, платформа внезапно накренилась. «Как будто фильм снимали — все карабкались на корму, чтобы спрыгнуть оттуда», — вспоминает Грауман. Он тоже говорит, что платформа затонула очень быстро.

Родственники погибших и пропавших без вести обвиняют руководство «Арктикморнефтегазразведки» в нарушении правил буксировки платформы. В частности, дочь руководителя операцией Михаила Терсина заявила телекомпании TV21, что ее отца буквально вынудили возглавить эту операцию. По словам дочери, он пытался отказаться, так как понимал, что это будет весьма опасно. В «Арктикморнефтегазразведке», в свою очередь, еще накануне заявили, что буксировка проходила по правилам.

Новости и материалы
Путин вручит Лукашенко орден Андрея Первозванного
Генштаб ВСУ оценил ситуацию на линии фронта
На видео попала погоня украинского дрона за Lada Niva с морпехами внутри
В Иркутске 15 подростков за две недели попали в больницу после игры на силомере
Матвиенко призвала уходить от мегастроек и экономить деньги
Логинов объяснил, почему «Букины» будут интересны из-за цензуры
Министр сельского хозяйства России призвала ставить свечи Илье Пророку
Путин и Эрдоган провели телефонный разговор
Ушаков заявил, что вся «черная работа» по урегулированию на Южном Кавказе проделана РФ
Режиссер Петухов объяснил, почему Федоров реже появляется в российском кино
Лукашенко встретили в Москве со словами «Ваше превосходительство»
В Москве на камеру сняли оторванную руку в «Газели» напротив школы
Российские военные ракетным ударом уничтожили склад боеприпасов ВСУ в Сумской области
Ирина Старшенбаум о съемках с Петром Федоровым: «Самый большой подарок»
В Норильске локализовали пожар на складе с ацетоном
Продавец грузовика, смявшего 12 авто в Подмосковье, назвал свою версию трагедии
Футболист «Спартака» ответил на критику экс-игрока «Зенита» Радимова
«Ужас»: участник ДТП с самосвалом — об обстановке на месте смертельной аварии
Все новости