Росcийский космос вне конкуренции

Тендеры Роскосмоса по стартовым комплексам для космодрома Восточный не состоялись

Алина Черноиванова 15.12.2011, 17:08

Тендеры Роскосмоса по созданию пусковой инфраструктуры на будущем космодроме Восточный признаны несостоявшимися. Под них не нашлось достаточного количества участников. Интеграция отрасли в корпорации не оставляет места для конкуренции, говорят эксперты.

Два из трех конкурсов, объявленных Роскосмосом на создание объектов технической и пусковой инфраструктуры на космодроме Восточный, признаны несостоявшимися.

Все три тендера объявлены в ноябре этого года. Необходимость в этом возникла после того, как глава Роскосмоса Владимир Поповкин объявил о закрытии проекта ракеты-носителя среднего класса «Русь-М» (ее разрабатывало самарское ЦСКБ «Прогресс» под будущий российский космодром Восточный). Ведомство решило отказаться от этой перспективной разработки в пользу уже существующих ракетных комплексов — «Союз-2» (то же ЦСКБ «Прогресс») на первом этапе и «Ангара» (Космический центр Хруничева) на втором этапе создания космодрома на Дальнем Востоке.

Первый конкурс (стоимостью 600 млн руб., срок выполнения с декабря 2011-го по март 2012 года) проводился по разработке эскизных проектов унифицированных технических комплексов (взаимосвязанные мобильные и стационарные технические средства и сооружения для предстартовых работ с «Союзом-2» и «Ангарой»), шифр — ОКР «ТК-Восток». Заявка на участие в нем поступила только одна — от конструкторского бюро «Мотор» (филиал Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, ЦЭНКИ), специализирующегося на создании наземного оборудования ракетных и космических комплексов.

Второй тендер (с декабря 2011-го по июль 2012 года, стоимость 253 млн руб.) — на эскизное проектирование оборудования для стартовых комплексов ракет-носителей «Ангара» на космодроме Восточный (шифр — ОКР «СК-Восток-А»). На участие также претендовало одно предприятие — НИИ стартовых комплексов имени Бармина (предприятие образовано при слиянии КБТМ и КБОМ, является филиалом ЦЭНКИ).

Оба конкурса признаны несостоявшимися, так как не привлекли достаточного количества участников.

Третий конкурс аналогичен второму, но объявлен на проектирование стартового комплекса для ракеты-носителя «Союз-2» (ОКР «СК-Восток-С»). Его стоимость — 300 млн руб.. На выполнение эскизного проекта отводится срок с декабря этого года по март следующего. Комплекс предназначен для предстартовой подготовки и пуска ракет «Союз-2» этапов 1а, 1б, 1в с космическими головными частями, включающими в свой состав автоматические аппараты и грузовые корабли. Свои заявки на этот тендер представили два участника — Московский авиационный институт и НИИ стартовых комплексов им. Бармина, поэтому конкурс признан состоявшимся. Заявки будут рассмотрены в пятницу, 16 декабря, а итоги подведены 20 декабря. И, по мнению экспертов, все шансы на победу в этом тендере у НИИ им. Бармина, потому что практической работы по созданию стартовых комплексов у этого предприятия куда больше, чем у МАИ.

Такой итог тендеров не удивителен. Интеграция ракетно-космической отрасли в корпорации, которая ведется Роскосмосом с 2010 года, делает конкуренцию практически невозможной.

«Наземку у нас традиционно делали КБТМ со своими подрядчиками и КБОМ со своими, — пояснил «Газете.Ru» редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев. — Плюс в этой работе всегда участвуют головные фирмы — разработчики ракет, космических аппаратов, разгонных блоков; они задают требования на необходимую аппаратуру, все согласовывают. Но сейчас КБТМ и КБОМ объединены, так что с конкурсами, конечно, сложнее».

Глава Роскосмоса Поповкин, выступая осенью перед депутатами Госдумы, уже обращал внимание на сложности с проведением конкурсов в отрасли. «По контрактной системе и по 94-му закону. Мы полностью поддерживаем те предложения, которые Минэкономразвития сделало по контрактной системе (МЭР предлагает расширить способы размещения контракта, разрешив заказчикам открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры и закупки из единственного источника. — «Газета.Ru»)», — пояснял он. «Я не знаю, как в других секторах экономики, но, что касается создания таких сложных образцов, должна быть действительно контрактная система. Ну что, мы объявим торги в интернете — кто нам сделает еще ракету «Протон» или разработает новый космический комплекс связи? Ну смешно!» — пояснил он.

Однако, по мнению руководителя практики госконсалтинга «Бизнес решения» Алексея Калинина, система госзакупок по 94-му закону позволяет сохранять прозрачность этой сферы экономической деятельности государственных ведомств. «Конкурс признан несостоявшимся, но, если предложение единственного участника отвечает требованиям конкурсной документации и устраивает Роскосмос, ведомство имеет право заключить контракт с этим предприятием», — пояснил Калинин «Газете.Ru».

В пресс-службе Роскосмоса «Газете.Ru» подтвердили, что если представленные участниками конкурсов предложения удовлетворят конкурсную комиссию, то с ними может быть заключен контакт. Рассмотрение заявок от КБ «Мотор» и НИИ стартовых комплексов им. Бармина состоится 16 декабря.