Образование застряло на нуле

Проект закона «Об образовании» обсудили на парламентских слушаниях

Депутаты и чиновники Минобрнауки обсудили на парламентских слушаниях в Госдуме законопроект «Об образовании». В третьей версии документа, который дорабатывается уже больше года, появилась глава о социальном статусе и материальном положении преподавателей, внесены поправки в главы о дошкольном и начальном профессиональном образовании. Но назвать дату первого чтения законопроекта, вызвавшего бурное общественное обсуждение, депутаты до сих пор не могут.

Во вторник на парламентских слушаниях в малом зале Госдумы обсуждалась третья редакция законопроекта «Об образовании». Главными докладчиками выступили глава думского комитета по образованию Григорий Балыхин, статс-секретарь и замминистра образования и науки Игорь Реморенко и зампред думского комитета по образованию Олег Смолин. Открывая слушания, вице-спикер Госдумы Светлана Журова похвалила очередную усовершенствованную версию законопроекта: «Это уж близко к тому, что нам хотелось бы видеть». По мнению Журовой, третья версия документа «стала более читабельной, более понятной и более доступной».

Законопроект «Об образовании» дорабатывается уже больше года, за это время состоялось несколько общественных обсуждений.

Первая версия законопроекта подверглась жесточайшей критике как со стороны педагогического и ректорского сообщества, так и со стороны общественности. Второй вариант был воспринят более благосклонно и вывешен на всеобщее обсуждение с 1 декабря 2010 по 1 февраля 2011 года, но после доработки, в отличие от закона «О полиции», его вернули на суд общественности: в середине июля на сайте Минобрнауки появилась третья версия законопроекта «Об образовании», которая и обсуждается до сих пор. В августе она была рассмотрена во всех субъектах федерации в рамках педагогических чтений, где обсуждение законопроекта было обязательным пунктом программы. По итогам рабочая группа из Минобрнауки выдала две промежуточных версии — 3.01 и 3.02, которые отличались еще меньшим объемом и незначительными уточнениями в определениях.

Подводя промежуточный итог работы над документом, председатель комитета по образованию Балыхин еще раз напомнил участникам парламентских слушаний об основных моментах, вызывавших в свое время реакцию общественности, и отчитался о проделанной по этим спорным вопросам работе.

По словам Балыхина, при доработке третьей версии документа были учтены рекомендации о закреплении семейного образования.

Дошкольное образование, которое тоже вызвало много вопросов, рассматривается в настоящее время как самостоятельный уровень (хотя и остается открытым вопрос об обязательности его прохождения).

Кроме того, напомнил Балыхин, в законопроекте уделено внимание и начальному профессиональному образованию: положения документа не уничтожают его, а делают первым уровнем среднего профессионального образования.

Вопросам социального статуса педагога и его материального положения в проекте закона посвятили целую главу.

«Высказанные замечания были учтены в полном объеме, и в тексте сформирована самостоятельная глава. Такое впервые практикуется в наших законах: прописан правовой статус педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, а также закрепляется положение о том, что средняя заработная плата педагога не должна быть ниже средней зарплаты по экономике конкретного региона», — пояснил депутат.

Еще из позитивного: в третьей версии законопроекта фигурируют социальные стипендии для студентов, которые были «частично упущены» в прежних редакциях, и расширяются возможности студенческого самоуправления.

Однако, по мнению Балыхина, недоработки в документе все же остались. «В тексте еще сохранились узкие места — об этом свидетельствуют поступающие в адрес комитета предложения по уточнению норм отдельных статей», — признал он. Чаще всего участники обсуждения задают вопросы и критикуют положения о разграничении полномочий в сфере образования на уровне местного самоуправления, формировании нормативов финансирования образовательной деятельности, в том числе для малокомплектных и сельских образовательных школ. Также, продолжал депутат, общественность предлагает уточнить положения об осуществлении платной индивидуальной педагогической деятельности, требуют «дальнейшей регламентации» вопросы правового регулирования предоставления качественного образования на удаленных и труднодоступных территориях.

Конструктивной критики добавил и депутат от КПРФ Олег Смолин, который разработал и продвигает свою, альтернативную версию законопроекта «Об образовании».

Он привел неутешительную статистику: федеральный бюджет на образование в 2012 году увеличится примерно на 8%, в 2013-м примерно на столько же уменьшится, в 2014 году сократится еще на 10%.

«Таким образом, в 2014 предполагается выделить из федерального бюджета на образование на четверть меньше, чем в 2011 году», — подытожил Смолин и поставил вопрос о том, чтобы ввести в законопроект обязательное положение о выделение 7% от ВВП на образование ежегодно.

Замминистра образования и науки Реморенко парировал: нужно объективно относиться к реалиям — данное пожелание невыполнимо. В своем докладе статс-секретарь сообщил, что в связи с изменениями, которые повлечет принятие нового законопроекта, придется внести поправки в более чем сто законов, они уже подготовлены профильными департаментами Минобрнауки и также находятся в стадии обсуждения.

Также на парламентских слушаниях стало известно, что закон «Об образовании» будет согласован не только с законодательной базой. «В самое ближайшее время начнется согласование главных положений законопроекта со «Стратегией-2020», — сообщил Балыхин и уточнил, что работа над законопроектом будет продолжена после того, как правительство внесет его в Госдуму. «Можно сказать, что все эти полтора года мы проходим только стадию нулевого чтения. Значительная работа предстоит по подготовке законопроекта к первому и ко второму чтению», — заключил он. При этом конкретные сроки внесения законопроекта для принятия в первом чтении так и не были названы.